Продолжение
2. О природе духа.
Дав очень смутное представление о предмете своего исследования и еще более настораживающую методологию этого исследования Гегель приступает к обсуждению непосредственно рассматриваемой проблемы:
«В своей непосредственности дух еще не является истинным, он еще не сделал своего понятия предметным для себя, еще не оформил наличиствующее в нем непосредственно в то, что положено им самим, еще не преобразовал свою действительность в действительность сообразную со своим понятием».
Если бы это не было написано в книге «Энциклопедия философских наук», являющейся одним из фундаментальных трудов современной философии, то можно было бы подумать, что перед нами записки сумасшедшего. Это противоречие стоит того, чтобы остановиться на нем более подробно.
1. «В своей непосредственности дух еще не является истинным...»
Напомним, что строчкой ранее Гегель писал, что «истиной и называется как раз соответствие понятия его действительности». Но дух еще не истинен, следовательно, его понятие еще не соответствует действительности, а раз так, то либо не верно понятие, либо самого предмета, которому принадлежит это понятие, вообще нет в действительности и задача Гегеля эту действительность создать. Определяя предмет своего исследования, Гегель уже дал ему определение, тем самым, введя в свое исследование понятие духа, следовательно, если предполагать в нем здравый рассудок, он все же считал, что дух существует в действительности, хотя и не смог четко определить его характерные черты. Итак, эта фраза, с высокой степенью вероятности, может относиться все же к понятию предмета исследования, а не к его действительности. Но раз так, то истина для Гегеля находится в области спекулятивного мышления, но ни как не в эмпирической достоверности. Но человечеству известно уже с незапамятных времен, что умозрительные истины, чаще всего эфимерны и иллюзорны.
Особо настораживает в этой фразе то, что перед этим Гегель уже определил и понятие духа и его действительность, но все же утверждает, что он не истинен. В этом случае либо он очень рассеянный человек и тут же забывает то о чем говорил чуть ранее, либо все сказанное ранее не имеет отношение к последующему и изложение представляет собой совершенно независимые части непонятно по какому принципу соединенные в одном исследовании. Либо это проявление шизофренического бреда.
2. "...он еще не сделал своего понятия предметным для себя,.."
После этой фразы смутная догадка о шизофрении начинает обретать реальное подтверждение. Дух представляется Гегелю некой активной сущностью, которая в отрыве от человека в состоянии сделать свое понятие предметным. Если попробовать соотнести это высказывание с реальностью, когда человек делает свое понятие как человек предметным, то есть самоосознаным, то мы придем к некой жуткой картине. Прежде чем человек сделает понятие о самом себе предметным, он должен родиться, вырасти и приобрести к этому времени некоторую сумму знаний. Если Гегель уподобляет дух некоторой форме человеческого разума, которая неотделима от человека, как он об этом говорил в своем определении духа, то, следовательно, дух обязан пройти все стадии, которые при этом проходит человек и самое главное набрать необходимую сумму знаний, чтобы осознать свою самость отдельно от человека, но внутри него. Из всех известных сегодня человечеству случаев, когда это возможно, является только тот, который определяется медициной как психиатрическое заболевание - раздвоение личности. Во всех остальных - Дух и человек воспринимаются абсолютно раздельно и не смешиваются друг с другом. Даже Душа, которая в большинстве случаев воспринимается как составляющая часть человека, не отождествляется с человеком, а определяется как независимая сущность и связанная с человеком только физиологически, но никак не психологически. Человек под воздействием внешних знаний может осознавать наличие в себе самом Души, но он не может вступить с ней в контакт, тем более получить от нее информацию о ее восприятии самой себя. Гегель слишком прямолинейно воспринял христианскую доктрину о снисхождении духа в Иисусе Христе, тем самым загнав свое сознание в тупик христианской догмы.
3. "...еще не оформил наличествующее в нем непосредственно в то, что положено им самим,..."
Здесь, как и собственно и в Новом Завете, дух низводится до олигофрена. Там он не смог сделать ни чего выдающегося, чтобы продемонстрировать свою прозорливость и нематериальную силу, хотя бы при воздействии на общественное сознание, здесь же он низводится до полного идиота, не способного без помощи Гегеля, оформить соответствующим образом, то, что собственно им самим и создано. Эта третья строка говорит уже не просто о клиническом проявлении шизофрении, а, о ее развитии в маниакальную паранойю. Возомнить себе, что рассматриваемый в качестве предмета исследования дух, существующий уже за долго до появления человека, как существа осмысленного, является дебилом, не способным без посторонней помощи осознать свои способности, явно указывает на гипертрофированный синдром величия. То, что было провозглашено христианством прерогативой только одного человека на Земле , очевидно вызывает подобное неукротимое желание у различных людей с неуравновешенной психикой, к которым очевидно и относился Гегель.
4. "... еще не преобразовал свою действительность в действительность, сообразную со своим понятием".
Эта фраза уже никак не может относиться к духу, как обобщенному понятию для всех людей, а представляет собою высказывание Гегеля относительно себя самого. Переход мысли в одном предложении от одного предмета к другому, при неразличимости этих предметов во время перехода, характеризует разрыхление ассоциативных связей мышления, что соответствует стадии развитой симптоматики шизофрении. Таким образом, изложение Гегелем своих мыслей не оставляет ни малейшего сомнения в том, что в момент написания этой работы, он уже находился в той стадии шизофрении, которая характеризуется как стадия развитой симптоматики.
Психиатрия так характеризует это состояние:
Первый симптом - аутестичность мышления, которое отличается неполнотой и односторонностью, утратой способности управляющего влияния личности на некоторые функциональные системы, в частности идеовербальную (речь и мышление).
Второй симптом - появление символического мышления, которое основывается преимущественно на внутренних ассоциациях, из окружающей же обстановки больной берет лишь отдельно выхваченные и не связанные друг с другом явления.
Третий симптом - расщепление ассоциативных процессов (разорванность мышления), больные почти полностью утрачивают способность к логическим суждениям и умозаключениям, это выражается в разорванности речи и мышления, первоначально поставленная цель в начале предложения вскоре исчезает из поля внимания и больной оказывается во власти наплывающих одна на другую логически не связанных ассоциаций, но тем не менее речь нередко сохраняет внешне правильную форму.
Лексикон больных на этой стадии начинает изобиловать словами и выражениями, смысл которых не всегда понятен, а иногда и совершенно новыми словообразованиями - неологизмами.
В целом для стадии развитой симптоматики характерно следующее: отрыв мышления от реальной действительности, склонность к бесплодному мудрствованию, к символике с употреблением абстрактных понятий вместо конкретных и однообразному фантазированию, а также разорванность мышления и его стериотипия - застревание на отдельных мыслях, словах и предложениях.
Для иллюстрации этого диагноза, выведенного из анализа выше приведенных выражений Гегеля, приведу еще несколько предложений, которые только и можно понять, исходя из его характеристики:
«Все развитие духа есть не что иное, как возвышение самого себя до своей собственной истинности, и так называемые силы души не имеют никакого другого смысла, кроме того, чтобы быть ступенями этого возвышения духа.
...наглядно обнаруживающееся в явлениях этого (животного) магнетизма самоосвобождение духа от границ пространства и времени и от всех конечных связей есть нечто такое, что имеет с философией некоторое родство.
Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является ее истиной, и тем самым абсолютно первым в отношении ее. В этой истине природа исчезла, и дух обнаружился в ней как идея, достигшая своего для-себя-бытия, - как идея, объект которой, так же как и субъект, есть понятие».
Дальнейшее цитирование лишено всякого смысла, так как вся работа представляет собой сборник параноидального бреда ключевым словом в котором является «дух».