Фетский диск является сегодня одним из немногих памятников письменной культуры древних народов, который до сих пор не открыл людям своего содержания.
Оборотная сторона - Сторона Б
Лицевая сторона - Сторона А
История его открытия начинается в конце прошлого века, когда в 1878 году на одном из холмов южнее Кандии на Крите купец по имени Минос Калокаиринос нашел несколько предметов, показавшихся ему очень древними. О находке узнал Генрих Шлиман и в 1886 году он прибывает на остров, чтобы купить этот участок земли для проведения археологических раскопок. Но владелиц участка запросил за него баснословную цену. После длительного торга Шлиману все же удается сбить цену и они приступают к заключению договора. Камнем преткновения на этот раз оказалась огромная оливковая роща из которой Шлиман требовал оставить себе 2 200 деревьев, рассчитывая тем самым частично компенсировать свои расходы на покупку, но владелец не уступал ни одного дерева больше 800. Сделка сорвалась. А спустя всего четыре года Шлиман скончался. Очевидно древнеминойская цивилизация так и не была бы открыта до сегодняшнего дня, если бы не жажда критского купца Калокаириноса обогатиться за счет древностей, которые ему посчастливелось найти в районе Канди. По этому он в 1889 году обратился с предложением о покупке имеющихся у него предметов к директору Эштон-музея в Оксфорде к Артуру Эвансу. Заинтересовавшись находками Эванс в 1895 году добился права на проведения раскопок и 23 марта 1900 года приступил к работе, которая в конце концов открыла современному миру критскую цивилизацию периода III - II тысячелетий до н.э..
Из бесчисленного множества найденных во время раскопок предметов лишь единственный фестский диск, найденный 3 июня 1908 года в одном из боковых строений дворца в Фесте, не принадлежал открытой в результате раскопок древнеминойской культуре и вообще не имел аналогов в археологической науке.
Прошло девяносто лет. Практически все ученые так или иначе связанные с археологией и лингвистикой пытались расшифровать надпись фестского диска, но он и по сей день остается молчаливым свидетелем тех далеких событий с укором “глядя” на наших современников. В связи с тем, что ни один из предложенных переводов не согласуется с характеристикой самого диска, я не привожу здесь эти образцы многолетних перлов. (Интересующимся этими произведениями современных ученых рекомендую ознакомится с материалами по дешефровке фестского диска разбросанных по разным научным и популярным изданиям)
Диск представляет собой некое подобие лепешки или блина неровной окружности с размерами 15,8 - 16,5 см, толщиной 1,6 - 2,1 см, изготовленного из терракота, особого вида цветной керамики. На обоих сторонах диска, очевидно рукой, нанесены спирали исходящие из центра к краю диска. Внутри спиральных полос методом печати нанесены, четко выпол-ненные, рисунки изображающие людей, животных, предметы быта и прочее, всего 45 символов. Весь объем текста содержит 241 знак, повторяющихся в различных сочетаниях. Очевидно для удобства чтения знаки разделены секторами на группы по 2 - 7 знака в каждой. Диск датируется 1700 - 1550 годами до н.э.
Для того, чтобы приступить к прочтению диска необходимо понять основные характеристики самого памятника, а так же условия культурной среды, где он был найден.
Первое, что обращает на себя внимание, это то, что ученые не отождествляют фестский диск ни с одной известной на сегодня древней цивилизацией. Направление поиска может дать мальянская пластина, правда датированная значительно поздним временем - VI веком до н.э., но имеющая тот же спиралевидный характер текста выполненного уже вручную этрусской письменностью. Таким образом обе находки позволяют говорить о некой приемственности мальянской пластины традиций фестского диска. Впечатление о приемственности усиливается широким распространением спиралевидного рисунка на всех территориях занимаемых тогда славянами. Итак мы получаем первую ниточку связывающую фестский диск с культурой славян.
На фестском диске обращает на себя внимание значок изображающий лодку, своими очертаниями очень схожую со славянской ладьей XI - X веков н.э. , а также с изображением 30 весельного карабля на так называемой кикладской сковороде с острова Скрос, датируемой второй половиной III тысячелетия до н.э.. Интересное совпадение, кикладский корабль изображен в окружении 55 волн выполненных в виде спиралей.
В 1961 году не далеко от мыса Гелиодония, у побережья Турции, аквалангисты обнаружили на глубине 27 метров остатки неизвестного судна, датируемого специалистами 1500 - 1100 годами до н.э. и не отождествляемого ни с одной известной цивилизацией того времени. Длина судна достигала девяти метров, ширина около двух. Судно перевозило около 1,5 тонн медных слитков. Чтобы слитки во время шторма не разбили борт, их предусмотрительно укладывали на “подушку” из сучьев и ветвей. Кроме слитков на корабле обнаружены лопаты, мотыги, оружие. И даже остатки трапезы - рыбьи и птичьи кости, косточки от маслин.
Таким образом в интересующий нас период в Средиземном море совершенно спокойно и уверено чувствовала себя некая неизвестная ученым цивилизация, но которая может быть отождествлена со славянской через фестский диск и мальянскую пластину.
Для того что бы глубже проникнуть в тайну фестского диска обратимся к смыслу самого слова спираль, которое имеет латинские корни и судя по всему грекам до римского периода незнакомое. Но известно, что латинский язык сформировался не ранее VI века до н.э. на основе этрусского языка. Здесь мы получаем еще одну ниточку связывающую фестский диск со славянами. Смысл слова спираль раскрывается в следующих словах: spira - извив, згиб; spiritus - дух, душа.
И вот теперь надо обратит наш взор на бескрайние просторы европейского Севера, где начиная с III тысячелетия начинают появляться культовые памятники в виде спиралей, причем число этих памятников исчисляется сотнями, а III - II тысячелетии они наверняка исчислялись тысячами. По представлением древних спиралевидностью обладала и знамитая Вавилонская башня. И в совсем недавней истории мы встречаем мотивы спиралевидной архитектуры в нереализованных футуристических проектах большевиков. Спиральная лестница используемая во многих башнях средневековья, имеет те же сакральные корни, что и спиральный храмы североморских поморов.
Как в конце девятнадцатого века в каждой деревушке находилась, хоть плохенькая, но своя, церквушка, так и в III тысячелетии до н.э. каждое поморское поселение, считало своим долгом возвести у себя священный храм. Таким образом назначение диска становится совершенно ясным это оберег отправляющегося в плавание северного помора. Этот вывод противоречит с техникой изготовления надписи, так как на сегодня считается, что на Крайнем Севере не существовало письменности вплоть до римских завоеваний. В то время как высокое качество рисунков и самое главное технология нанесения их говорят о массовом производстве таких обрегов, следовательно в это время должна существовать высокоразвитая цивилизация, уже к тому времени прошедшая путь от рукописных текстов к печатным, и стоящей всего в полшаге от типографского способа печати, так как не что уже не мешало собрать используемые литера в единое клише и печатать обереги сразу целиком в еще больших объемах. Но уже то, что наши древние предки перешли от ручного письма к печатному говорит о высочайшем уровне их культуры, которую к тому времени не имела ни одна из известных цивилизаций. Причем во всем мире письменность была уделом небольшой прослойки населения связанной с правящей верхушкой, в то время как фесткий диск говорит о массовом распространении грамотности среди самых широких слоев населения, иначе его не надо было бы изготавливать столь совершенной техникой. Из сказанного само собой вытекает верная догадка многих ученых относительно фестского диска о том, что содержание текста должно носить шаблонный характер в одинаковой степени подходящий любому кто отправляется в дальнюю дорогу. Вот именно этого требования не смог выполнить ни один переводчик.
Итак прежде чем приступить к переводу следует сказать о том, что в рассматриваемое время славяне уже широко пользовались так называемой этрусской письменностью, правда в основном в пределах Южной Руси, но мы знаем что Русь того времени была страна с федеральным устройством, где взаимовлияние различных ее частей друг на друга были безусловны. О том же говорит приемственность мальяновской пластины и фестского диска. И хотя мльяновская пластина почти на 1000 лет моложе фестского диска, тем не менее она написана этрусским письмом которое является ровесником фестскому диску, а вероятней всего и более старшим. Поэтому прежде чем приступить к прочтению фестского диска неплохо было бы прочитать сначала этрусские письмена, которые как уверяют нас современные ученые прочтению не поддаются. Но с этим в XIX веке были не согласны Классен и Воланский, которые воссоздали этрусскую азбуку. К сожалению имеющаяся у меня копия мальянского диска очень низкого качества, поэтому в качестве образца этрусской надписи я воспользуюсь надгробием из музея г.Перуджино датируемого V - VI веком до н.э., изготовленного тогда же, когда и мальянский диск, с надписью выполненной тем же этрусским письмом:
«Эола, ладушка Анна и Оланнефа желанная, вместе с матерью вашей Фелоиной, к вам обращаюсь. Лью по вам слезы о чады мои. Есмень!
Умерших во младости. О великий Есмень!
Нет теперь в доме покинутом Анны
ушедшей за дочерьми Фелоины.
О дом наш несчастный, теперь ты пустой!
Очи плачут мои беспрестаннно.
О чадах моих я плачу, о моя Фелоина!
Они были частью меня, так нежно любимы, искренне и глубоко.
Поднимитесь теперь же на небо, там тела ваши покой обретут.
Живите нынче на небе.
Фелоина ушедши теперь не родит больше наших детей.
Анна сон твой прекрасен, покойся ты с миром!
Пусть земля вам всем будет пухом, и тебе Фелоина тоже!
Свет померк.
Анна дочь моя, очнись и восстань, и с Фелоиной вернись!
Царство смерти ваш нынче приют.
Да упокоится тело твое Фелоина.
Небесного счастья и покоя тебе.
В божественном сне своем вечном
вспоминай Фелоина о доме, что вами покинут.
Теперь он не чей! Есмень!»
Пространность надписи при очень скудном содержательном объеме, говорит о привычности писать много и часто, это при учете что надпись вырезалась на камне в зеркальном отображении. Что же тогда говорить о людях которые для письма используют некий прототип современной печатающей машинки. Их пожалуй можно сравнить лишь с постоянно что-то пишушей братьей, но вспомните мы говорим о III тысячелетии на Крайнем Севере. Исходя из всего набора фактов которые мы на сегодня имеем, я думаю будет не очень крамольной мысль предположить, что фестское письмо является некой стенографической формой алфавитного этрусского письма. Глядя на фестский диск не оставляет другая крамольная мысль почти о полной идентичности его письма пиктографическим письменам народов Крайнего Севера и североамериканских индейцев. Но при их безусловной общности их различает калиграфическая точность исполнения первого и сложный профиль корабля и храма, не свойственный, да и просто неизвестный примитивным народам, что говорит о высочайшем культурном уровне создателей фестской письменности. Да и в наше время мы частенько пользуемся приемами пиктографического письма. С помощь его изображены дорожные знаки, различные информационные указатели. Иногда чтобы передать смысл непонятного далекому собеседнику слова мы говорим ему набор слов из первых букв которого получается требуемое слово, что собственно представляет собой устную форму пиктографического письма. Вероятней всего именно с этой формы около 6 тысяч лет назад начало формироваться египетское и шумерское письмо, прототипом для которого явилось пиктографическое письмо древних славян, в последствии перешедшее к народам Севера Евпропы, Азии и Америки.
Вот этот подход мы и возьмем за основу толкования знаков фестского диска. А толкование начнем с первого знака расположенного на стороне В в центре.