1. РОДИТЕЛИ.
Князь Игорь Рюрикович (878-945)
Княгиня Ольга /Болгарская/ (885-969)
Из «Повести временных лет»:
945 год. Игорь заключает мир с Византией, в предыдущем (944) году взяв с неё дань в большем размере, чем собирал ранее Олег:
…царь (Роман, 920-945) прислал к Игорю лучших бояр с мольбою, говоря: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».
Игорь же начал княжить в Киеве, мир имея ко всем странам. И при-шла осень, и стал он замышлять поход на древлян, желая взять с них еще больше дани.
Когда же шел он назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ёще». … с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства.
… и древляне выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружину его, так как было её мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Древлянской земле и до сего времени .
Татищев отмечает:
Имел Рюрик несколько жен, но более всех любил Ефанду, дочерь князя урманского , и когда та родила сына Ингоря, ей обещанный при море град с Ижорою в вено дал [как дар жениха за невесту]
(Урмания должна быть областью в Швеции. Думаю, не оную ли Байер, гл. 32, р. 13, Раумдалия именует. Нестор их между варягами, н. 45, положил)
Игорь родился, вероятно, между 875-879 годами от урманской (шведской) княжны Ефанды.
Урмания (Сурмания, Судермания), находится рядом с Готландией на южном побережье Швеции.
Карамзин отмечает:
Купцы Новогородские имели свою церковь на острове Готландии, где цвел богатый город Визби, заступив место Винеты, и где до XVII века хранилось предание, что некогда товары Индейские, Персидские, Арабские шли чрез Волгу и другие наши реки в пристани Балтийского моря. Известие вероятное: oнo изъясняет, каким образом могли зайти на берега сего моря древние монеты Арабские, находимые там в большом количестве. - Готландцы, Немцы издавна живали в Новегороде.
Таким образом, происхождение княжны Ефанды из Судермании вполне вероятно, учитывая, что Рюрик сам был родом из Швеции.
Татищев отмечает:
Рождение Игорево едва не во всех списках пропущено, но в Раскольничьем только написано, и годы положены три подряд: 873-й, 874-й, 875-й; из-за того я положил в последнем, в 875-м, взирая, что в приходе его в Киев 882-м написано, что его Олег, как младенца, нес.
Он женился с Ольгою в 903-м, значит, тогда ему было 28 лет, которое с обычаем несогласно, ибо женились прежде 20 лет, разве имел иных, да умолчано.
Другие же, видя, что оного рождения не упомянуто, вносили гораздо старее, не рассмотрев обстоятельств, как например, в списке Нижегородском – 861-й, прежде прихода Рюрикова, в Ростовском – 864-й, в Оренбургском[13] – 865-й; посему приход его в Киев в 21 год, в 18, а по последнему 17 лет, что браку с Ольгою еще более не согласует. Имя сие нордманское, т. е. северных народов, у датчан, норвегиан и шведов употребляемое, боле точно Ингор, как в гл. 4, н. 30, обстоятельно показано.
В данном месте Татищев противоречит сам себе. Если Игорь родился в 875 г., то в 882 ему было уже 7 лет, возраст о котором уже не принято говорить как о младенческом. Младенческий возраст обычно принят до 3 лет, с некоторой натяжкой можно говорить о 5 годах. Тогда, Игорь мог родиться между 877 и 879 годом. Из которых наиболее вероятен 878 г. Следует учитывать, что очень мало вероятно, чтобы юный князь в возрасте 7 лет въезжал в Киев на руках своего регента. К этому возрасту, мужчины уже овладевали азами верховой езды. Иное дело 4-х летний ребенок, который еще не мог самостоятельно сидеть в седле.
Следует отметить, что в «Повести временных лет» эпизод въезда Олега в Киев с Игорем на руках не описан:
(882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим».
Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру:
«Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика».
И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины.
И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским».
И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.
Гибель Игоря так же имеет не однозначную трактовку в исторических источниках. В «Повести временных лет» приводится версия о двойном сборе дани, при чем второй раз с малой дружиной. При этом накануне Игорь взял хорошую дань с Византии и собирать вторичную дань с древлян не было никакой нужды.
Некоторые исследователи объясняют второй поход Игоря на древлян, тем, что Свенельд собрав дань, не поделился ею с Игорем:
(945) В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью и себе добудешь и нам».
Ситуация абсурдна:
Во-первых, в начале года подписан договор с Византией, при этом в предыдущем году (944) дружина на обращение к ней Игоря отвечает ему:
«Если так говорит царь, то чего нам еще нужно, - не бившись, взять золото, и серебро, и паволоки? Разве знает кто – кому одолеть: нам ли им ли? Или с морем кто в союзе? Не по земле ходим, но по глубине морской: всем обща смерть»
То есть в предыдущем году дружина уклоняется от нападения на Ви-зантию, получив выкуп, а уже осенью следующего года она вдруг неожиданно обнищала.
Во-вторых, дружина противопоставляет себя Свенельду, который, судя по тому, что остаётся в Киеве с княжичем Святославом, является доверенным лицом Игоря. Если Свенельд присвоил дань принадлежащую Игорю, то, как тот решился оставить с ним своего наследника?
В-третьих, Свенельд сохраняет свои позиции при княжеском дворе и после смерти Игоря, являясь одним из первых воевод Святослава, а затем и его сына Ярополка, что было бы мало вероятно, будь он причиной гибели Игоря, как это пытаются представить современные исследователи.
Но вот Мавро Орбини по этому поводу отмечает:
Дойдя до Гераклеи и Никомедии (ad Heraclea, & Nicomedia), он (Игорь) потерпел поражение в битве и на пути домой был убит князем славян древлян Малдитом (Malditto Principe de gli Slaui Drevauliani) в месте, называемом Корест (Coreste), где и до сих пор покоится его могила.
Очевидно Орбини ошибочно указывает Гераклею и Никомедию в качестве военных целей Игоря, так как в предшествующем году он заключил мир с Византией и получил хорошую дань с Константинополя. К тому же Коростень находится северней Киева и Игорь не мог попасть туда миную Киев, если бы он возвращался из Византии. Вероятней всего поход был на северо-запад, в земли полян на Вислу или в земли жмуди на Неман. Возможно, Игорем в этом походе была предпринята попытка выхода на Балтийское море.
Это подтверждается письмом Цимисхия.
В 970 году в письме Святославу византийский император Иоанн Цимисхий напомнил о судьбе князя Игоря, именуя его Ингером. В изложе-нии Льва Диакона император сообщал о том, что Игорь отправился в поход на неких германцев, был захвачен ими в плен, привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое.
Сразу же после гибели Игоря Мал направляет сватов к вдове Игоря Ольге, хотя как отмечает Татищев у него к этому времени могли быть и другие, боле молодые и привлекательные жены.
Древляне ещё с Олега, и особенно после 914 года, когда они предприняли попытку выйти из под власти Киева, были данниками Игоря и обязаны были участвовать с ним в его походах. Очевидно, гибель Игоря была следствием случайной потасовки между ним и Малом, которым последний и попытался воспользоваться. Это косвенно подтверждается тем, что несколько источников указывает на место захоронение Игоря под Коростенем, что было бы мало вероятно, если бы его смерть была связана с местью, особенно в такой уничижительной форме как разрывание деревьями.
Косвенно не причастность Мала к гибели Игоря подтверждается тем, что Ольга навязывает Святославу брак с дочерью Мала Малушей, от которого рождается Владимир, ставший любимым внуком Ольги.
Малуша, по летописи дочь Малка Любчанина - ключница княгини Ольги, наложница Святослава. Ольга (а вероятнее сам Святослав) сослала Малушу в село Будутино (Будник, близ Пскова?), где Малуша родила сына Владимира.
Д. Прозоровский («О родстве святого Владимира по матери», в «Записках Императорской Академии Наук», V) считал ее дочерью Мала древлянского и объяснял его прозвание «Любчанин» тем, что Ольга после древлянского погрома поселила его в Любече, вероятно в качестве узника.
А. Шахматов видит в ней дочь Miskin'ы-Мистиши Свенельдича и полагает, что Малком Любчанином ее отец сделался через ряд последовательных замен и осмыслений.
М. Грушевский отнесся отрицательно к выводам обоих.
Имя Малуши, по Шахматову - славянизированное Малфред.
До него Д. Иловайский (в «Разысканиях о начале Руси», Москва, 1882, издание 2-е, стр. 357, примечание) пришел к выводу, что Малфред есть только скандинавская переделка имени Малуши (естественная для ключницы, ставшей, по сыну, княгиней).
Татищев отмечает:
(903) Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал ее и нарек во свое имя Ольга (33). Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости ее более других чтил.
(33) Ольга от рода Гостомысла. Иностранные указывают ее дочерью Гостомысла, ч. II, н. 43, 58, 76. В Прологе маия 11 грубейшая ошибка, что крестьянкою и на реке перевозчицею названа, чему и Нестор противоречит, говоря: Олег же приводе Игорю жену от Изборска. Следственно, Олег избрал, а не Ингорь сам женился. К тому видим, что все князи и прежде и после женились на дочерях княжеских, а на крестьянских ни единого. В Прологе ж славянское ее имя Прекраса превратили в прилагательное прекрасная, которое Олег от любви переименовал в свое имя Ольга, а при крещении Елена, как то в н. 14 и 30 о постепенных переменениях сказано.
Из «Повести временных лет»:
(903) Игорь вырос и собирал дань после Олега, и слушались его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу.
В 903 году Игорю 25 лет. Ольга, вероятно, его первая жена. Для первого брака это очень поздний брак для того времени.
Татищев отмечает:
(76) Ольга княгиня в некоторых манускриптах от Пскова, только в одном Раскольничьем от Изборска, и сие более право, ибо тогда Пскова еще не было. Еще же Нестор не написал бы Псков, но Плесков, как он тогда именовался, и в Прологе, июля 11, написано плесковитянка, но о роде не показано. В Минее, того же числа, в житии ее написано так: «Родилась Ольга в области Псковской в веси Выбутовской, которая ныне есть близ Пскова, града же оного тогда не было»; о роде ее в Минее неправо, якобы из простого люда была и на реке перевозилась, где ее Игорь узнал; более доказательно, что она была рода прежних князей славянских, внучка Гостомысла…
Карамзин отмечает:
… в особенном ее житии и в других новейших исторических книгах сказано, что Ольга была Варяжского простого роду и жила в веси, именуемой Выбутскою, близ Пскова; что юный Игорь, приехав из Киева, увеселялся там некогда звериною ловлею; увидел Ольгу, говорил с нею, узнал ее разум, скромность и предпочел сию любезную сельскую девицу всем другим невестам. Обыкновения и нравы тогдашних времен, конечно, дозволяли Князю искать для себя супругу в самом низком состоянии людей, ибо красота уважалась более знаменитого рода; но мы не можем ручаться за истину предания, неизвестного нашему древнему Летописцу, иначе он не пропустил бы столь любопытного обстоятельства в житии Св. Ольги. Имя свое приняла она, кажется, от имени Олега, в знак дружбы его к сей достойной Княгине или в знак Игоревой к нему любви.
О рождении Ольги ничего не известно. Учитывая, что свадьба с Игорем состоялась в 903 году в возрасте 15-20 лет, то можно предположить, что она родилась между 883 и 888 годами. Наиболее вероятная дата 885 г.
Из Пискаревского летописца:
В лето 6411 (903) Игореви же возрастшу и хожаше по Олзе, и слушаше его, и приведоша ему жену от Плескова именем Ольгу. Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга.
То есть был слух, что Ольга была дочерью Олега.
Из рукописного сборника «Новый Владимирский Летописец»:
Игоря же ожени (Олег) въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу, и бе мудра вельми.
(ЛЕО1; НИКВ с. 101)
Таким образом, мы имеем четыре версии происхождения Ольги:
1. Простолюдинка из под Пскова.
2. Дочь князя Гостомыса.
3. Дочь Олега.
4. Болгарская княгиня.
Первые две версии мало убедительны.
Олег принудительно женит Игоря /возможно из-за уклонения им от супружества/, но тогда, мало вероятно, что в качестве будущей княжны он предложил бы ему простолюдинку.
Версия происхождения Ольги от Гостомыса кроме как у Татищева более ни где не встречается.
То, что Ольга могла быть дочерью Олега вполне возможно, но то же подтверждается всего одним источником, и то опирающимся на слухи. В некоторых источниках упоминается, что Ольга была ребенком воеводы Свенельда и болгарской княжны.
А вот Плесков, а не Псков упоминается в нескольких источниках.
Плиска была столицей Болгарии с 681 по 893 годы. Болгарские хроники повествуют, что основателем города был хан Аспарух. Византийские историки Георгий Кедрин и Анна Комнина называли это город в своих трудах так: «Плискуса». Он занимал территорию в 23 км; и был окружён рвом и земленым валом.
Плиска была разграблена византийской армией в 811, но скоро захватчиков оттеснил хан Крум (см. Битва при Плиске). Хан Омуртаг поощрял ремеслеников. В 886 Борис I основал Плискую литературную школу, которую возглавил Наум Преславский.
Именно в Плиске в 882 Владимир Расате пытался реализовать возврат к язычеству. Затем это выступление подавили и Борису I наследовал Симеон I. Одним из первых шагов нового правителя было перенесение столицы из Плиски в Преслав, укреплённый город недалеко от бывшей столицы, где язычество не было так сильно.
На протяжении X века значение Плиски падало, тогда как в Преславе концентрировалась власть и ресурсы. Во время атак Киевской Руси и Византийской империи между 969 и 979 годами город был разрушен, но заново восстановлен не был.
Руины древнего города лежат в 3 км от современной Плиски. Это место сейчас охраняется болгарским государством.
Таким образом, в конце 9 века Плиска была вторым по значению городом Болгарии, ещё во многом сохраняя свое значение бывшей столицы. Учитывая, что «Новый владимирский летописец» прямо называет Ольгу болгарской княжной, а остальные плесковитянкой из Плескова, а самого Пскова тогда еще не было, то эта версия представляется наиболее убедительной. Эта же версия находит свое косвенное подтверждение в тяготении Ольги к христианству сначала византийскому православию, а затем к римскому католицизму.
Необходимость изменения происхождения Ольги была вызвана еретическим направлением болгарского христианства того времени – арианством. Что при зачислении её к лику святых в православной церкви было компрометирующим обстоятельством.