Котёл Арианта (Геродот и археологический эксперимент) .
Материал с сайта «Новый Геродот» http://www.gerodot.ru/ viewtopic.php?t=294&highlight=
Журнал «Всемирный Следопыт», № 9, 2004 г. – рубрика «Парадоксы истории».
Об авторе: Александр Николаевич Щеглов - кандидат исторических наук, ведущий российский археолог-античник, специалист по хоре Херсонеса, учёный с мировым именем, работает в секторе античной археологии ИИМК РАН (г. Санкт-Петербург), доцент кафедры археологии СПб Университета, читает курс "Археология античного мира", курс "Античная археология Причерноморья", спецкурс "Античное земледелие".
Александр ЩЕГЛОВ
КОТЁЛ АРИАНТА
(популярно-исторический очерк)
Могучий царь скифов Ариант пребывал в тяжёлом раздумье. Табуны властелина множились, богатства росли, а орда отважных воинов всегда была готова к походам. Однако давно уже Арианту не давал покоя вопрос, сколько их в его царстве – метких лучников, возмужавших в седле и поражавших на скаку любую мишень? Взгляд владыки упал на золотой колчан-горит, лежащий на кошме у его ног. Разве его храбрые воины не схожи с оперёнными стрелами, беспощадно разящими врагов острыми жалами наконечников? И суровый царь рассеялся: теперь он знал, как ему подсчитать, сколько воинов садится на коней, повинуясь его приказу!
«…Количество скифов я не мог точно узнать, но слышал об их числе различные сообщения: что их и очень много и что их мало. Однако вот что мне наглядно показали. Есть между реками Борисфеном (современный Днепр) и Гипанисом (современный Южный Буг) местность под названием Экзампей. Там находится медный котел. Тем, кто его никогда не видел, я разъясняю: этот котел свободно вмещает шестьсот амфор; толщина котла шесть пальцев. Он сделан из наконечников стрел. Пожелав узнать численность скифов, их царь Ариант приказал, чтобы каждый скиф принес один наконечник стрелы. И он из них сделал памятник – гигантский котел, который установил в Эксампее» - так написал в своей книге, живший две с половиной тысячи лет назад, древнегреческий историк Геродот об Арианте, легендарном владыке могущественной орды – «царских скифов», которые только себя считали настоящими скифами.
На карте Восточного полушария Земли особым цветом выделяется широкая полоса, протянувшаяся от равнин Монголии на востоке до степей Венгрии на западе. Это так называемый пояс Великих евро-азиатских степей – особая природно-климатическая зона.
Когда человек приручил лошадь, именно здесь появились первые кочевые народы –подвижные группы всадников. Коням нужен корм, необходимы пастбища и зимники, где они могли бы добывать пищу из-под снега. Человек ищет новые выпасы и перегоняет табуны с потравленного места на новое со свежей травой. От коней он получает молоко, мясо, шкуры и, что самое главное – быстрое средство передвижения. Степняку надо отвоёвывать у соседей пространство для пастбищ, а следовательно и для своего выживания. Поэтому кочевой всадник – всегда воин. Так образовалась прочная связка: всадник – конь.
Одним из самых известных народов, которые некогда вторглись в степи Северного Причерноморья между Доном и Днестром, были кочевые скифы. Центр «царской» Скифии находился на Нижнем Днепре, в районе современного Запорожья. Больше ста лет археологи и историки по крупицам изучают их культуру, но остается еще много загадочного.
Однажды учёным-археологам пришла в голову мысль проверить то, о чем написал Геродот. Правда это или легенда? Решено было провести уникальный эксперимент. Мы с моим коллегой К. К. Марченко сначала тщательно измерили и вычертили на миллиметровке в натуральную величину скифские котлы из коллекции Эрмитажа, найденные в «царском» кургане Солоха, в Херсонской области на юге Украины, сооруженном примерно во времена Геродота. Так были получены исходные данные – графически точные чертежи скифской бронзовой посуды. Сравнение с другими котлами, которые хранятся в музеях, показало, что они однотипны.
Затем нужно было выяснить, сколько литров мог вместить котел Арианта. Греческие амфоры – это глиняная посуда в виде больших остродонных бутылок с ручками, предназначенная для хранения и транспортировки жидких и сыпучих продуктов – масла, вина, зерна. Она хорошо изучена, такие сосуды в большом количестве встречаются при раскопках, в том числе и в погребениях в скифских курганах. Это была стандартная тара объёмом: 19,5 л, 26,0 л и 32,4 л. Исходя из этих величин, получалось, что котел ёмкостью в 600 амфор мог вмещать от 11 760 до 19 440 литров!
Неизвестно, какую меру длины имел ввиду Геродот, когда писал, что толщина котла составляет шесть пальцев (дактилей). Дело в том, что в Греции существовали три системы линейных мер, в каждой из которых была принята своя длина пальца. Разные греческие государства придерживались одной из систем (то же самое было в Европе до принятия единой метрической системы измерений). Длина пальца в каждой из античных систем давно высчитана – от 18,37 до 21,77 мм. Расчеты показали, что толщина стенок котла должна была составлять от 11,2 до 13,2 см.
Потом мы долго взвешивали на точнейших весах наконечники стрел из курганов времён Геродота и определяли их объем (путем погружения в дистиллированную воду – по закону Архимеда). Надо было узнать, стандартны ли бронзовые жала. В могилу скифа обязательно укладывался пучок стрел – колчанный набор. Количество стрел в нём зависело от ранга умершего: чем выше ранг, тем их больше. Но все наконечники стрел должны были отливаться по одному стандарту примерно так же, как делаются современные пули. И эта мысль оказалась правильной. Мы установили, что средний вес скифского наконечника стрелы второй половины VI – первой половины V в. до н.э. составлял четыре с половиной грамма.
Когда результаты измерений со всеми вариантами свели воедино, то оказалось: для того, чтобы выяснить предполагаемый размер котла и количество стрел, необходимых для его литья, потребуется математически просчитать 72 возможных варианта. Для этого была составлена специальная программа. Персональных компьютеров тогда ещё не было. Расчёты были проведены на одной из БЭСМ-6 (Большая электронно-вычислительная машина), стоявших в вычислительных центрах Академии наук. Результаты оказались ошеломляющими. Получалось, что если каждый скиф, исполняя приказ царя, принес по одной стреле, то для отливки котла потребовалось бы от 3,5 до 15,5 миллионов наконечников! Котел мог бы вмещать от 12 до 20 тысяч литров. Его высота должна была составлять от 4 до 9,5 метров (с одно – трехэтажный дом), а вес – от 7 до 46 тонн!
При существовавшей у скифов технологии изготовить котел подобных размеров было невозможно. Это первое. Второе – на территории, занимаемой «царскими» скифами, не могло проживать такое количество населения. Степи просто не могли бы его прокормить вместе с огромными табунами лошадей. Равнины Северного Причерноморья, которые назывались на Руси «Дикое поле», с древности и до конца XVIII века практически пустовали, за исключением сменявших друг друга сравнительно малочисленных кочевых народов. В настоящее время все оседлое население Украины составляет около 48 миллионов человек при весьма высокой плотности.
Итак, проведённый археолого-исторический эксперимент показал, что пересказанная Геродотом легенда о скифском царе Арианте, владыке «царских» скифов, остается хотя и красивой, но все же легендой. Похоже, что она была старинным преданием уже во времена древнегреческого историка. Но если в ней и есть зерно истины, то деятельность Арианта примечательна. Это могла быть первая попытка провести своеобразную перепись кочевого населения на юге Восточной Европы, предпринятая более двух с половиной тысяч лет назад.
Комментарий (Александр Захваткин)
Геродот добросовестный историк, и он писал о том, что ему расказывали сами скифы прибывающие в Персию, но основным источником его информации были греческие и персидские купцы, многие из которых были очень образованными людьми, но очень плохо владеющими скифским языком. Поэтому полученная Геродотом информаци действовала по принципу "испорченного телефона". Это хорошо видно на примере острова в дельте реки Волга (по Геродоту река Аякс) - размеры его завышены в несколько раз.
Необходимо обратить внимание на странное совпадение: 600 амфор и 6 пальцев. Предположим что, шестерка это случайная ошибка, тогда размеры котла могут быть 100 амфор и один палец. К тому же скифская амфора и греческая амфора это абсолютно разные сосуды. Скифы в быту не пользовались амфорами, эту роль исполняли крынки максимальный объём которых редко превышал ведро, а по средним значениям она вмещала в себя около 7,5 литров жидкости.
Таким образом, речь могла идти о котле объёмом в 750 литров толщиной не более 2.5 см. Ничего мифического в таком котле нет и он вполне мог быть изготовлен в то время.
Диаметр такого котла составлял бы 1,4 м, а глубина 0,7 м, объём необходимого для его изготовления металла составляет всего 0,154 куб. м. Вероятней всего использовалась медь, общим весом не более 1400 кг.
Если, как Вы утверждаете, один наконечник весил в среднем 4-5 г то количество необходимых стрел должно быть от 350 000 до 280 000, что вполне приемлемая величина, если учесть, что Дарий привел в Скифию 600 тысячную армию.
Объем в 750 литров могло выпить не очень значительное число людей, если учесть практику ежедневного пятикратного возлияния сурьи в честь славянских богов, прчем за раз редко выпивалось меньше литра. Таким образом 750 литров легко выпивилось 750 войнами, а это лишь ближняя дружина царя. В свое время Владимир в честь своего спасения выставлял 60 бочек по сорок литров (2400 литров) и ничего пили да веселились.
Таким образом, информация о котле это скорей всего не легенда, а реальный факт.
Гораздо интересней опираясь на этот факт установить время жизни Арианта, и место расположения Экземпея, учитывая, что Геродот, как всегда, переиначивал местные названия на греческий манер.
Добавление.
По данным Рейгенфельца (О Московии) Ариант провел перепись в 730 году до н.э., то есть приблизительно за 200 лет до первого персидского похода Кира I в 515 г. до н.э.
Эксампей с учетом этимологии Геродота означает "Выходящие в специальной одежде", что довольно точно переволится им самим как "Священный путь", то есть речь идет об особом священном месте. Очень может быть, что это место находится как раз в урочище "Холодный яр", естественной патогенной зоне, образовавшейся возможно после падения гигантского метеорита.
Греческое слово "Эксампей" представляющее собой сочетание "Выходящие в специальной одежде" переведено Геродотом как "Священный путь" вероятно по тому, что его информаторы как иностранцы не допускались в священную область, а побывавшие там местные жители рассказывали им о необходимости каждому верующему совершить паламничество к святому месту, от сюда и "Священный путь", так как очевидно собирались в этом месте поломники с самых удоленных уголков бескрайней Скифии.
Комментарий (Инга Сухова)
В очерке содержится косвенное указание на время переписи Арианта: "Мы установили, что средний вес скифского наконечника стрелы второй половины VI – первой половины V в. до н.э. составлял четыре с половиной грамма."
Это легко вычисляется: известно, что Геродот посетил греческие колонии Северного Причерноморья примерно в сер V в. до н.э. Легендарные события, рассказанные Геродоту, вероятно, произошли на 50-100 лет раньше, т.е. в период 550-500 гг. до н.э.