ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ: ПРАЗДНИК НА КРОВИ

Каждому русскому человеку известен, ставший уже народным праздник почитания Веры, Надежды и Любви, который отмечается 30 сентября по новому стилю (17 сентября по старому). В этот день поздравляют близких и знакомых женщин с этими именами, желают им счастья, благополучия и успехов. Иногда вспоминают и их мать Софью, но за давностью лет её образ становится всё более расплывчатым и постепенно его перестают связывать с тремя основными женскими именами этого праздника. Каждый год, я, как и все, поздравлял близких мне женщин, считая этот праздник народной традицией, и ни когда не задумывался о его происхождении. И вот на склоне лет с удивлением узнал историю его происхождения.

История эта началась во времена правления римского императора Адриана (117  - 138 гг. н.э.).
В то время в Милане жила богатая аристократка по имени София, судя по именам, которые она давала своим дочерям, она была греческого происхождения и очевидно была связана с миланской христианской общиной, приютившей в то время многих христиан бежавших от их преследования в Риме при Нероне в 64 г.,  Домициане в 81 году, Трояне в 99 г. Старшую дочь она назвала Пистис, среднюю – Элпис, младшую – Агапэ, что в переводе на русский язык звучало как Вера, Надежда, Любовь.
Легенда об этой Софии говорит, что она потеряла мужа практически сразу после рождения последней дочери или накануне её рождения, поэтому и назвала её Любовь в память о горячо любимом и безвременно потерянном муже. По этой же причине она не вышла замуж второй раз, как это было принято у аристократок того времени. Из последующего повествования легенды мы узнаём, что она была убежденной христианкой. Собственно в этом не было ни чего удивительного, так как христианские миссионеры вели в то время активную работу по приобщению в свою секту богатых аристократов, чтобы за счет их финансовых пожертвований обеспечивать безбедное существование членов своей общины. Удивительно другое, как могла богатая аристократка так глубоко проникнуть в новое для неё вероучение, что ради него принесла в жертву своих собственных дочерей.
Как мы знаем учение начало распространяться в 30 г.н.э., а уже через сто лет вновь обращенная фанатичная христианка приносит на алтарь новой религии своих детей. Трудно представить, признавая Софью вменяемой, мотивы такого поступка.
Римская власть, столкнувшаяся с новой религиозной ересью, сначала не обращала на неё внимание. Это было связано с религиозной толерантностью римского общества, которое ассимилировало различные религиозные конфессии своей ойкумены. Но в отличие от других конфессии, христиане оказывали активное влияние в римской армии и среди римской аристократии. Эта их напористость и стала вызывать раздражение риской власти, которая откликнулась на это гонениями в адрес христиан.
Первая известная попытка сформулировать официальную позицию в отношении христиан была предпринята императорским легатом в провин-ции Вифиния и Понт Плинием Младшим, который в своём письме Траяну сообщил о том, что он получил большое количество анонимных доносов на христиан, и просил совета, поскольку полагал дело серьёзным. Ответ императора, фактически - официальный документ, рескрипт, сводящийся к тому, что не следует специально выискивать христиан, а если они будут изобличены и откажутся от своей веры, то их следует отпустить. Эту позицию в 125 г. подтвердил и Адриан.
Очевидно, именно в это время в Риме появляется миланка София со своими детьми и останавливается в доме у богатой дамы по имени Фессам-ния. Можно предположить, что она прибыла в Рим по поручению миланской христианской общины для решения каких-то важных и неотложных дел.
В это время императорский наместник в Милане Антиох вступил в конфликт с миланской христианской общиной и в отместку решил выдать Софию императору Адриану, который для решения её судьбы вызвал её к себе во дворец.
Адриан только что подтвердивший рескрипт Трояна не преследовать раскаявшихся христиан предложил Софии раскаяться в ереси и принести жертву богине Артемиде, но София по непонятной причине стала упорствовать и отказалась от раскаяния и тем более приносить жертву Артемиде. Император был несказанно удивлен таким поведением, так как Софии он объяснил, что в этом случае её и её детей ждут нечеловеческие муки.
Очевидно, вне христианства невозможно понять, что должно твориться в душе матери, которой пришлось выбирать между преданностью новому, по факту сектантскому, еретическому учению, и благополучием собственных детей. Не каждый мужчина способен понять её выбор, а уж тем более женщина, взрастившая хотя бы одного ребенка. У неё же были три прекрасные девочки, которых она обрекла на мучения.
Очевидно, Адриан подозревал, что с Софией не все в порядке, с точки зрения её адекватности восприятия происходящего, поэтому он отправил её в дом  знатной женщины по имени Палладия, надеясь, что она сможет убедить её отречься от своей веры. Дни проходили за днями, а София не только не отрекалась от ереси, но продолжала укреплять веру в неё в своих дочерях, готовя их к мучительной смерти. Девочки были слишком малы, чтобы противиться матери:  Пистис было 12 лет, Элпис - 10, Агапэ – 9.
Когда они снова пришли во дворец, Адриан решил поговорить с каждой девочкой отдельно. Он видел (и наверняка это подтвердили рассказы Палладии), что София точно не отречется от Христа. Но ведь её дочери еще малы, и их легче будет уговорить, или в крайнем случае запугать.
Сперва император говорил со старшей дочерью – Верой. Она отказалась принести жертву богине Артемиде, и император велел её пытать. Ей отрезали груди. Вера не отреклась. Её положили  на раскаленную железную решетку, но и после этого она не отрекается. Бросили в котел с кипящим маслом и смолой – и снова она не отрекается. Тогда император велел ее обезглавить.
Потом была очередь Надежды. Сначала её бросили в огонь, потом повесили на дерево и стали строгать тело железными когтями, но она не отрекалась. Разъяренный император велел отрубить Надежде голову.
Адриан не пощадил и Любовь. Сначала ее растянули на колесе и били палкой, потом бросили изуродованную малышку в печь. Затем он велел сверлить тело девочки железными буравами и, наконец, обезглавить.
Софии же Адриан «милостиво» даровал жизнь. Она молча забрала тела своих дочерей и похоронила на холме за городом. Три дня София провела рядом с могилой и скончалась. Христиане погребли ее тело рядом с дочерьми.

После этого хочется спросить, а что собственно отмечается 30 сентября?