Идея вечного двигателя, имеет свое происхождение от одного из самых древнейших мифов человечества о «Роге изобилия» облеченного греками в красивую форму.
Согласно каноническому мифу, он был изготовлен из случайно обломившегося рога козы Амалтеи, кормилицы Зевса. Рог подобрали нимфы, обернули его листьями, наполнили плодами и подали Зевсу. Зевс вернул им рог и обещал, что все, чего бы они ни пожелали, прольется им из этого рога.
Аналогичные воззрения были в мифах и других народов.
В римской мифологии этот миф был трансформирован в богиню изобилия Копия. В русской мифологии ему соответствовала сказка о «скатерти самобранке».
В последствие, с развитием научно-технического прогресса идея вечного источника материальных благ трансформировалась в идею вечно работающей машины, которая бы приносила материальные блага его создателю и не требовала бы при этом каких либо затрат для своей работы.
Сейчас трудно установить точно, когда, кем и где был предложен самый первый проект вечного двигателя. Великий индийский математик и астроном Бхаскар Ачарья (1114-1185 гг.) предложил использовать жидкость, перемещающуюся внутри косо размещенных спиц колеса. В трактате «Сиддханта Сиромани» (ок. 1150 г.) он писал: «… Наполненное таким образом колесо, будучи посаженным на ось, лежащей на двух опорах, непрерывно само по себе вращается». Об этом же говорится и в сочинении араба Фахра ад-дин-Ридваи бен Мо-хаммеда (ок. 1200 г.).
Таким образом, начиная с Бхаскара Ачарья, идея вечного двигателя базировалась на возможности использовать постоянно действующую гравитационную силу.
В Европе первые известия о вечном двигателе связаны с именем одного из выдающихся людей XIII в. - Виллара д'Оннекура (1195 – 1266) - французского архитектора и инженера.
Как и большинство деятелей того времени, он занимался и интересовался многими делами; строительством соборов, созданием грузоподъемных сооружений, пилы с водяным приводом, военной стенобитной машины и даже... дрессировкой львов. Он оставил дошедшую до наших дней «Книгу рисунков» - альбом с записями и чертежами (ок. 1235-1240 г.), которая хранится в Парижской Национальной библиотеке. В этом альбоме приведены рисунок и описание первого из достоверно известных проектов вечного двигателя.
Чертеж автора показан на рисунке. Текст, относящийся к этому чертежу, гласит:
«С некоторого времени мастера спорят, как можно было бы заставить колесо вращаться само собой. Этого можно достигнуть посредством нечетного числа молоточков или ртути следующим образом».
Д'Оннекур не пишет, сам он придумал двигатель или заимствовал эту идею у другого мастера, но он не сомневается, что заставить колесо вращаться само собой можно. Вопрос только в том, как это сделать!
В тексте говорится о двух вариантах с молоточками и с ртутью. Начнем с первого. Из текста в сочетании с рисунком идею изобретения можно понять. Поскольку число молоточков на ободе колеса нечетное, всегда с одной стороны их будет больше, чем с другой. В данном случае слева будет четыре молоточка, а справа - три. Следовательно, левая сторона колеса будет тяжелее правой и колесо, естественно, повернется по направлению против часовой стрелки. Тогда следующий молоточек повернется в том же направлении и перекинется на левую сторону, снова обеспечивая ее перевес. Таким образом, колесо будет постоянно вращаться.
Идея колеса с грузами или тяжелой жидкостью, неравномерно распределенными по окружности колеса, оказалась очень живучей. Она разрабатывалась в самых различных вариантах многими изобретателями в течение почти шести веков и породила целый ряд механических вечных двигателей.
В 1269 г. Петр Пилигрим из Мерикура (иногда его называют по месту рождения Пьером де Мерикуром) предложил идею магнитного вечного двигателя. В отличие от практика-инженера д'Оннекура Петр Пилигрим все же был больше «теоретиком», хотя занимался и экспериментами; поэтому его проект вечного двигателя выглядит скорее как принципиальная схема, чем как чертеж.
По мнению Пилигрима, таинственные силы заставляющие магнит притягивать железо, родственны тем, которые заставляют небесные тела двигаться по круговым орбитам вокруг Земли. Следовательно, если дать магниту возможность двигаться по кругу и не мешать ему, то он при соответствующей конструкции реализует эту возможность. Насколько можно судить по схеме, двигатель состоит из двух частей - подвижной и неподвижной. Подвижная часть - это стержень, на одном (внешнем) конце которого закреплен магнит, а другой (внутренний) насажен на неподвижную центральную ось (axis). Таким образом, стержень может двигаться по окружности подобно стрелке часов. Неподвижная часть представляет собой два кольца — наружное и внутреннее, между которыми находится магнитный материал с внутренней поверхностью в форме косых зубцов.
Исходя из представленной схемы, такая конструкция не сможет работать, так как в ней отсутствует возможность получения не компенсированного механического импульса.
Итальянский инженер Мариано ди Жакопо (Таккола) из Сиены в рукописи, датируемой 1438 г., описал двигатель, повторяющий по существу идею де Оннекура, однако здесь дана уже четкая конструктивная проработка. Грузы, представляющие собой толстые прямоугольные пластины, закреплены так, что могут откидываться только в одну сторону в направлении движения колеса. Число их нечетно; поэтому слева при любом положении колеса всегда будет больше пластин, чем справа (в данном случае 6 против 5). Это и должно вызвать непрерывное вращение колеса в направлении против часовой стрелки.
Англичанин Эдуард Соммерсет (1601 – 1667), в 1662 г. построивший опытный образец вечного двигателя, принадлежал, в отличие от своих предшественников, к самым аристократическим кругам общества. Он носил титул 2-го маркиза Вустера и был придворным короля Карла I. Это не мешало ему серьезно заниматься механикой и разными техническими проектами. Эксперимент по созданию двигателя был поставлен с размахом. Мастера изготовили колесо диаметром 14 футов (около 4 м); по его периметру были размещены 14 грузов по 50 фунтов (около 25 кг) каждый, которые могли перемещаться внутри колеса от внешней стороны к внутренней и обратно, что должно было обеспечивать непрерывность его движения без постороннего вмешательства.
Испытание машины в лондонском Тауэре прошло с блеском и вызвало восторг у присутствующих, среди которых были такие авторитеты, как сам король, герцог Ричмондский и герцог Гамильтон, К сожалению, чертежи этого механизма до нас не дошли, так же как и технический отчет об этом испытании; поэтому установить, как оно проходило по существу, нельзя. Известно только, что в дальнейшем маркиз этим двигателем больше не занимался, а перешел к другим проектам.
С развитием промышленности потребность в вечных двигателях стала особенно актуальна, поэтому изобретатели все чаще стали предлагать соответствующие проекты.
В одном английском патенте от 9 марта 1635 г. об этом с юридической точностью сказано: «Он (патент) относится к искусству создания машин, которые, будучи раз пущены в ход, будут идти, совершая свои движения вечно и притом без приложения какой-либо силы — человека, лошади, ветра, реки или источника и в то же время исполнять различные работы к благу и процветанию государства».
Как это всегда бывает в истории, если существует спрос, всегда найдется предложение, а поскольку реализовать идею вечного двигателя оказалось не возможным, то вокруг него всегда появлялись мошенники и авантюристы. Наиболее известным из них был Бесслер-Орфиреус, который пытался продать свое псевдоизобретение Петру I за сто тысяч рублей. Сделка сорвалась, так как Орфиреус отказался представить для изучения внутренне устройство своей машины, а спустя некоторое время его помощники выдали тайну его вечного двигателя: его длительное вращение обеспечивалось скрытым приводом, который они непрерывно вращали, пока за машиной велось наблюдение.