Валерий Агафонов (1941 – 1984) вошел в историю русской культуры, как один из лучших исполнителей лирической песни, творчество, которого стало подлинной жемчужиной русского романса. Сегодня его имя стоит в одном ряду с именами таких великих певцов как Александр Вертинский, Петр Лещенко, Николай Северский, Владимир Сабинин, Изабелла Юрьева и другие. Не смотря на то, что со дня его безвременной кончины прошло уже более 30 лет, его голос продолжает пленять и вдохновлять всех любителей русского романса.
Будет голос его, а затем
Боль уйдет, и останутся вдруг
Лишь раскрытый рояль, да букет хризантем
И гитары серебряный звук.
Наталия Вайнберг
Агафонов Валерий Борисович родился 10 марта 1941 г. в семье служащих Агафонова Бориса Лукича и Коноплиной Марии Леонидовны.
Отец был сотрудником Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина и погиб в первые дни войны. Мать, воспитательница детского сада, осталась в блокадном Ленинграде с двумя детьми: пятилетней Нинель и младенцем Валерием на руках. Чудом все выжили.
В 1949 году пошел в школу. После окончания седьмого класса, в 1956 г. Валерий поступил в ремесленное училище № 63 (где познакомился с будущим бардом Юрием Аркадьевичем Борисовым, 1944 - 1990) и одновременно учился в школе рабочей молодежи, которую окончил в 1963 году. Во время учебы в училище Валерий заболел ревматизмом. Болезнь дала осложнение на сердце, после этого, ни о какой дальнейшей учебе на фрезеровщика речи быть не могло. Именно тогда он впервые взял в руки гитару.
В 1958 году Агафонов стал рабочим в цирке (бывшем знаменитом цирке Ченизелли), который находился недалеко от дома. Через несколько лет перешел электриком в Академию художеств.
В 1962 году Агафонова приняли работать осветителем сцены в Институт театра, кино и музыки, спустя год он в той же должности оказался Ленинградском академическом Большом драматическом театре им. Горького. Но уже тогда он мечтал о своих выступлениях с романсами на сцене. Участие в просмотре в «Ленконцерте» ни к чему не привело, чиновники посоветовали ему сменить репертуар и петь советские песни. Но он хотел исполнять только романсы! Поэтому первыми подмостками певца стала не концертная сцена, а ресторанный зал гостиницы, впрочем, престижной, предназначенной для высоких лиц и иностранцев.
Именно в «Астории» Агафонова услышал руководитель цыганского ансамбля и пригласил в свой коллектив. Под псевдонимом Ковач (кузнец, Ковач Барна, 1920-2005, венгро-австрийский гитарист самоучка) выступал в цыганском ансамбле с исполнением таборных песен (имел прозвище «белый цыган»).
В 26 лет Валерий уехал в Вильнюс и поступил там, на работу в Русский драматический театр. Его приняли артистом, но, по сути, исполнял он роль статиста. Предложение Агафонова петь в спектакле романсы энтузиазма у руководства не вызывало.
Здесь певец женился на Елене Бахметьевой, филологе по профессии.
В 1967 г. снимался в эпизодах фильма «Дети солнца и дождя».
В 1971 году певец приехал в Москву с надеждой устроиться в театр на Таганке к своему кумиру Юрию Любимову. Но тот его не взял, впрочем, посоветовал приехать через год.
В цыганском «Ромэне» руководитель театра Николай Сличенко (р. 1934 г.) ему тоже отказал. Кто-то из знакомых помог Агафонову на время устроиться на «Мосфильм» сниматься в художественной картине «Путина» (режиссер Э.Григорьев). Валерий сыграл в этом фильме роль рулевого на рыболовецком судне. Исполнял песню в собственном сопровождении на гитаре. Съемки проходили на Дальнем Востоке, в бухте Находка.
Оттуда Валерий Агафонов снова вернулся в Вильнюс. Вместе со своей женою они подготовили оригинальную концертную программу под названием «Гори, гори, моя звезда», и с огромным успехом выступали с ней от общества «Знание» по литовским городам. Бахметьева сообщала зрителям немало интересного из истории романсов, Агафонов же иллюстрировал ее рассказ исполнением этих романсов. В Вильнюсе произошла встреча Агафонова с Владимиром Высоцким, с которым после его связывала дружба двух артистов и певцов.
В 1979 году Валерий Агафонов снялся в художественном фильме «Личной безопасности не гарантирую» (режиссер А. Вехотко), в небольшой роли цыгана. Героя Валерия зовут Антек. В фильме звучит небольшой фрагмент романса Ю. Борисова «Перед боем». Съемки проходили в Юрмале.
В 1980 году состоялся последний концерт Агафонова на литовской земле. Он вернулся в Ленинград.
В 1982 году его, наконец-то, приняли в «Ленконцерт», но большая сцена была по-прежнему не для него. Выступал певец в основном в пригородных домах отдыха и санаториях. Тогда же была сделана первая запись романсов в его исполнении на радио. Конечно, это была лишь малая толика того, что он знал, а знал он почти тысячу романсов.
В Ленинграде Агафонов женился на Татьяне Винниковой, родилась дочь Даша. Старшей дочери Владиславе, жившей в Вильнюсе, шел тогда двенадцатый год.
Точно неизвестно, где прошел его последний концерт, то ли в ленинградском Доме ученых, находящемся в бывшем дворце князя Владимира Александровича, то ли в матросском «Интерклубе».
Умер Валерий Агафонов 5 сентября 1984 г. от сердечного приступа прямо на улице вблизи Московского вокзала - по дороге на свое последнее выступление. Ему было всего 43 года. Похоронили певца в Парголово на Северном кладбище, на участке ветеранов сцены.
На фирме «Мелодия» в 1985-1991 годах было выпущено пять дисков с песнями в исполнении Валерия Агафонова. Большая часть романсов в его исполнении, прозвучавшая с пластинок, была записана и сохранилась благодаря известному петербургскому коллекционеру Михаилу Крыжановскому (1953-1994), создателю первого в России клуба авторской песни при ДК «Восток».
В 2003 году в С.-Петербурге на доме, где жил певец (Моховая улица, дом 32) была установлена мемориальная доска памяти певца.
О Валенрии Агафонове созданы две документальные ленты - «Пете-бургский романс» (реж. А. Сидельников, ТПО «Выбор», 1989) и «Порог сердца» (реж. С. Зайцев, «Техновидео», 2007).
У Валерия, так же как и у Ковача Барна, не было за плечами ни музыкального училища, ни консерватории. К раскрытию своей творческой личности, к осознанию своего предназначения и места в искусстве Агафонов шел долго и путем далеко не накатанным.
Коренной ленинградец, детство которого прошло в блокаду в большой коммунальной квартире, Валерий первые уроки игры на гитаре получил от соседа по «коммуналке». И потом всю жизнь не переставал учиться. Выучил нотную грамоту, научился играть на рояле, а гитарой овладел так свободно, что не только блистательно аккомпанировал себе, но и работал над произведениями для концертной гитары Вила Лобоса (бразильский композитор, 1887-1959) - увы, выступить с этой программой он уже не успел.
Валерий не имел диплома об окончании высшего учебного заведения, но дилетантом он не был. Богатейшие природные данные, очень требовательное отношение к себе, огромный труд помогли артисту стать высоким профессионалом.
Некоторое время он был вольнослушателем в Академии художеств, потом в Театральном институте на курсе В.В. Меркурьева (1904-1978). Вечером учился, а днем здесь же работал электриком. В памяти студентов того времени сохранились импровизационные концерты, когда они, свободные от репетиций, лекций, показов, собирались под институтской лестницей и никому не известный тогда вольнослушатель-электрик пел там песни и романсы, аккомпанируя себе на гитаре.
Работая в «Ленконцерте», Валерий не только много концертирует, но и постоянно расширяет свой репертуар, совершенствует мастерство.
Программы его концертов состоят из русских бытовых и классических романсов, цыганских песен и так называемых цыганских романсов. Избранному жанру он остается верен даже тогда, когда в Ленконцерте ему предлагают приготовить программу из произведений советских композиторов. Валерий соглашается и выбирает произведения, стилизованные под старинные романсы. Так в его репертуаре появляется романс В. Баснера «Целую ночь», написанный для телефильма «Дни Турбиных» в духе старинного русского романса.
В работе над произведениями, в выборе репертуара Валерий Агафонов отталкивался прежде всего от слова, поэтической основы романса. Вот почему в его репертуаре была программа романсов на стихи поэтов пушкинской поры, поэтов начала XX века. Высокая поэзия была представлена, осмыслена и донесена до слушателя этим замечательным певцом.
Необходимо отметить чрезвычайно редкое и ценное качество, которым обладал Валерий Агафонов, - у него было безукоризненное чувство стиля. Исполняя романс на стихи Пушкина, певец погружает нас в атмосферу пушкинского времени, цыганская песня переносит нас в многоцветье цыганского табора, романсы же из репертуара А. Вертинского отнюдь не имитация манеры великого мастера, но исполнены в его стиле с привнесением своего личного отношения к произведению.
Благоговейное отношение к любимому жанру сказалось и в том, что у Агафонова была целая картотека русского романса с обязательным указанием автора слов и музыки, имена которых он отыскивал с завидным упорством.
Человек широких интересов и разносторонних способностей, В. Агафонов пробовал и сам писать музыку: романс - «Ты поила коня» на стихи С. Есенина.
Из воспоминаний петербургского барда и писателя Бориса Алмазова (р. 1944 г.):
«Более одаренного человека, чем Валерий Агафонов, я не встречал! Казалось, он все умел от природы только кое-что подзабыл в ежедневной суете. Так он самостоятельно виртуозно освоил гитару, играя на ней не только романсы, но и «Лунную сонату» Бетховена. Самоучкой, по слуху, исполнял на фортепиано музыкальные произведения Шуберта и Шопена.
На что он жил всю свою которую жизнь, неизвестно. За вещи он не держался, то есть признавал их объективную ценность, но не соотносил их со своей необходимостью. А вот для чего он жил, было ясно с первой секунды, как только начинал звучать его необыкновенный, глубокий и страстный голос, когда рождались романсы на той редкостной ноте, которое делает исполнение Агафонова безупречным, классическим, работой на все времена.
Сколько раз те, кто его знал, казнились тем, как неумело он распоряжался своей судьбой, как старательно разрушает установившиеся рамки и перспективы. И я, грешный, считал, что Валерий жизнь свою истратил на то, чтобы угробить свой талант, но талант был так огромен, что жизнь кончилась раньше. И стало понятно, что талант неизмерим обычными мерками, никакие общепринятые аршины к нему не подходят.
Валерий был сложным человеком и быть рядом с ним было непросто. Но вот он брал гитару, прикрывал свои огромные глаза - и рождалось то, ради чего он жил, ради чего ему многое прощали близкие и друзья, все те, кто был готов следовать за его голосом на край света. Своим пением, своим эталонным пониманием романса он поднимал слушателя до осознания самой сути русской поэзии, которая словами невыразима, но так ясна, когда поет Агафонов. У него делалось другое лицо, стирались черты повседневности - и являлась душа... Много лет спустя я понял, что Валерий видел мир как гармонию. Он сам был недостающим звеном в гармонии романса. Особенно это стало заметно, когда русский романс и русская культура утратили этого подлинного артиста».
Из воспоминаний петербургского писателя, ведущего научного сотрудника, заведующего Сектором живописи XIX - XX веков и скульптуры Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Бориса Асварищ:
«Хотя почти все записи Валерия Агафонова делались в более чем непринужденной, естественной обстановке дружеского застолья, они не передают в полной мере неповторимого, «стирающего пыли с души», ощущения от его песен. Кто действительно хочет понять и самого певца и воздействие его голоса - пусть перечтет «Певцов» Тургенева: «...В нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем, и так и хватала вас за сердце...»».