Анализ мифов и обрядов европейских народов позволяет сделать вывод о том, что в зарождении современного человечества особую роль играло некое рогатое животное, возможно морфологически схожее с современным быком. Его низкие половые способности стали причиной такого явления первобытного общества как матриархат с полиандрией.
Полиандрия, как многомужие, в виде социального атавизма сохранилась до сегодняшнего дня на Тибете и в некоторых малоразвитых племенах Африки, Южной Америки и Океании. В Европе полиандрия просуществовала почти до конца 1тыс. н.э. у саксов на Британских островах.
Причиной устойчивого матриархата с момента появления человечества на исторической сцене и вплоть до 5 тыс. лет до н.э. является аспермия первобытных мужчин. Для сохранения человечества как биологического вида женщинам приходилось иметь несколько половых партнеров в связи с их ограниченной способностью к деторождению. Это продолжалось значительно дольше, чем было биологически необходимо, когда вид приобрел устойчивые формы к воспроизводству по мужской линии. Но начиная с 5 тыс. лет до н.э. социальная ориентация группового брака меняется на противоположное, приобретая формы полигинии, которая и сегодня еще устойчиво сохра-няется в ряде арабских стран. На Руси полигиния сохранялась вплоть до принятия христианства, после чего стала активно преследоваться церковью.
Клинически аспермия обусловлена, как правило, врожденными при-чинами, либо отсутствием или недоразвитием семявыводящих протоков, либо неспособностью яичек вырабатывать сперматозоиды, так называемая текстикулярная аспермия. Текстикулярная аспермия является признаком секреторного бесплодия как результат генетических аномалий пола. Подобные генетические аномалии возникают при межвидовом скрещивании. Так при скрещивании лошади и осла получается очень выносливое животное мул, который в результате генной аномалии рождается бесплодным. Нечто подобное происходило в период появления человечества, которое появилось как новый биологический вид, неся на себе последствия мутагенеза в виде широко распространенной среди мужского потомства аспермии.
В тоже время, устойчиво сформировавшейся вид в ходе эволюционного развития, который представляли из себя неандертальцы, за время своего существования неизбежно пережил период генных мутаций еще на заре своего формирования во времена австралопитека, поэтому он проходил эволюционный антропоморфизм плавно и постепенно, и ни как не мог передать генную половую дистрофию следующему за ним виду. С другой стороны неандерталец достаточно долго, не менее 30 тыс. лет существовал совместно с кроманьонцем, ни оставив при этом ни где следы переходных форм. В тоже время вырождение вида связано с женским бесплодием, социальным аспектом которого неизбежно явилось бы доминирующая роль мужчины как со-хранителя вида, что собственно и произошло с кроманьонцем, когда дето-родная способность женщин стала значительно снижаться к 5 тыс до н.э. до 10 - 15 детей против 30 - 40 в 50 тыс. до н.э.. В настоящее время женская детородность в развитых странах снизилась до минимума обеспечивающего сохранение вида 1 - 2 ребенка.
Таким образом, устойчивая полиандрия человечества на протяжении практически всего периода его существования косвенно подтверждает культовую память о межвидовом скрещивании, явившемся причиной появления кроманьонца.
У нас сегодня нет никаких источников, которые прямо указывали бы на персонификацию женского божества в период палеолита, поэтому я счел возможным присвоить ему собирательное имя «Ба» по следующим причинам:
Во-первых, сохраняя языковую стилистику первобытного человека, разговаривающего на начальном этапе слоговым стилем.
Во-вторых, объединяя имена женских мифологических персонажей на основе славянской ментальности, как исторически наиболее древней.
Отголоски культа божества Ба мы находим и в современную эпоху.
Культовая мифология славян сохранила для нас, не смотря на гонения со стороны христианства, вплоть до XIX века память о Роде и о Рожаницах. Причем законы устной народной памяти таковы, что под единственным числом запоминается либо один персонаж, либо совокупность множества, но объединенного одним признаком, разных персонажей. Таким объединенным персонажем и является Род, который совместил в себе и мужское и женское начало, необходимое для сохранения и продолжения рода, другими словами Род является полиморфным образом. Совсем другое дело Рожаницы. Они сохранились в культовой памяти во множественном числе, это говорит о том, что изначально их было более чем одна, но менее чем много, иначе бы они как и Род слились бы в единственное число, причем то незначительное ко-личество которое сохранилось под понятием Рожаницы не было функцио-нально единым. Если следовать логике предназначения Рожаниц и детородной способности женщин, становится совершенно не понятно, почему их образ не слился в единый образ Рожаницы, что свойственно для культового обобществления понятий. Следовательно, под Рожаницами культовая память понимала не всех женщин способных к деторождению, а лишь нескольких.
Для того, что бы понять сколько их было обратим внимание на покровительские функции божества Ба. Кроме земледелия и плодородия культовая память выделила пчеловодство, покровительство которому со стороны жречества мы наблюдаем вплоть до 2 тыс. до н.э. В этом и кроется загадка Рожаниц. В каждой первобытной семье их не более двух - трех, причем одна из них была культовым образом божества Ба, а другая (одна или две) выполняла роль семейной матки, единственной которой разрешалось рожать детей, другие женщины первобытной семьи в деторождении не участвовали.
О развитости культа божества Ба в виде Рожаниц говорит характер первобытного поселения (40 - 30 тыс. лет до н.э.) в селе Костенки (на Дону, недалеко от Воронежа) .
Овальная форма этого жилища с расположенными по большому диаметру очагами, представляет собой почти натуралистическое изображение женских гениталий. Почти симметрично по контуру жилища располагаются три крупных землянки (А, В, С) образующих между собой треугольник, который по медиане разрезается линией кострищ. Треугольник также является символом женских гениталий и встречается практически на всех наскальных рисунках того времени. При чем, эта символика сохраняется у славян вплоть до 3 тыс. до н.э. Одна из трех угловых землянок (С) использовалась для хранения запасов еды, т.е. несла в себе культовую функцию сохранения физической силы и мощь семьи. Две других землянки использовались для жилья, причем в левой (В), относительно линии кострищ очаг значительно больше, чем в правой (А), что указывает на ее особую роль по отношению к правой землянке. Наличие останков кошки в этой землянке (В), так же указывает на это.
Если предположить, что в правой землянке располагалась глава семьи - матриархиня, то назначение левой - прообраз родильного дома, в котором температура должна была быть значительно выше, чем в других помещениях. Таким образом, левая более крупная землянка являлась местом Рожаницы.
Размер этой землянки около 3,5 Х 2 м, 7 кв. м. На такой площади не могло разместиться несколько рожающих женщин, максимум две. Таким образом, версия о том, что под Рожаницами скрывается всего одна или две женщины, выполняющие роль семейной матки, на подобии матки пчелиной, находит свое подтверждение в археологии стоянок первобытных людей.
Косвенное подтверждение маточной функции Рожаниц-Ба мы находим в их образах. Реалистичность этих образов не подлежит сомнению, так как изображаемые в это время животные воспринимаются и сегодня как живые.
В изображении Рожаниц-Ба обращает на себя не естественно широкий таз, при исходной хрупкости женщины (Костенки I), огромный, обвислый живот, говорящий о постоянном, непрерывном рожании этой женщиной. О том же говорит отечность ног, которые не естественно короткие для ее тела. Фантастически развитые груди, так же говорят о беспрерывном кормлении новорожденных. Общее впечатление от формы тела этих женщин - при таком теле женщина не может заниматься каким-либо другим видом деятельности кроме постоянного рожания детей. Поэтому она всегда изображается голой, так как одежда ей была просто не нужна.
Постоянно находясь в своей родильной землянке, она лежала и укрывалась шкурами. Во время перехода семьи на новое место ее несли на носилках, так как сама передвигаться на большие расстояния она физически, при таком теле, не могла.
Сравнение первобытной Рожаницы-Ба с современными многодетными матерями говорит о том, что первобытная Рожаница-Ба рожала как минимум в 2-3 раза чаще и больше. Вероятнее всего двойни и тройни для того времени были естественным продуктом родов, но судя по форме живота вполне заурядным явлением были четверни и пятерни. Вот для выкармливания такого многочисленного потомства основной «матке» и нужна была помощница, которая очевидно рожала редко и единично, но в тоже время помогала выкармливать потомство основной Рожаницы-Ба. Вполне возможно, что в качестве помощницы выступали каждый раз разные женщины, способные в определенный момент выкармливать потомство. Поэтому в культовой памяти они и не были объединены, так как выполняли разные функции, и запомнились как две женщины, объединенные одним делом, но имеющие разный статус при его выполнении.
Маточная функция Рожаницы-Ба сохранилась в общественном сознании вплоть до наших дней, пройдя через все эпохи, в виде эстетической ценности - обширных женских бедер. Наиболее явственно это проявилось в XV - XVII веках н.э. в непомерно широких корсетах женских платьев. Но и в наше время, вплоть до 70-х годов, широкие женские бедра считались более привлекательными, и лишь изменение женского тела, связанного со значительным ограничением детородной функции женщины, приведшего к узким бедрам, в качестве эстетического ориентира женского тела выдвинуло на первый план хорошо развитые груди, что в целом также отражает цепкость маргинальной памяти человечества.
Особым ритуалом было оплодотворение Рожаницы-Ба. В несколько измененном виде этот обычай дошел до нас в виде свадебного обряда. Оплодотворение происходило раз в год после восстановления у Рожаницы-Ба послеродовой овуляции. Для оплодотворения приглашались мужчины из соседней семьи, рода или даже племени, при чем, каждый год из разной.
Зная об аспермии, присущей первобытным мужчинам, для оплодотворения приглашалось сразу несколько мужчин. Таким образом, внутри семьи половые связи между мужчиной и женщиной были запрещены. Проблема внутрисемейного полового влечения и как результат инцест возникла значительно позже, когда начался переход от матриархата к патриархату.
Отголоском половых отношений тех далеких времен является инте-ресный обычай в Вавилоне, доставшейся им от Шумер и описанный Геродотом:
«Каждая вавилонянка однажды в жизни должна садиться в святилище Афродиты (Милитты) и отдаваться (за деньги) чужестранцу. Многие женщины, гордясь своим богатством, считают недостойным смешиваться с остальными женщинами. Они приезжают в закрытых повозках в сопровождении множества слуг и останавливаются около святилища. Большинство же женщин поступает вот как: в священном участке (святилища) Афродиты сидит множество женщин с повязками из веревочных жгутов на голове. Одни из них приходят, другие уходят. Прямые проходы разделяют по всем направлениям толпу ожидающих женщин. По этим-то проходам и ходят чужеземцы и выбирают себе женщин. Сидящая здесь женщина не может возвратиться домой, пока какой-нибудь чужестранец не бросит ей в подол деньги и не соединится с ней за пределами священного круга. Бросив женщине деньги, он должен только сказать: «Призываю тебя на служение богине Милитте!» Милиттой же ассирийцы называют Афродиту. Плата может быть сколь угодно малой. Отказаться брать деньги женщине не дозволено, так как эти деньги священны. Девушка должна идти без отказа за первым человеком, кто бросил ей деньги.
После соития, исполнив священный долг богине, она уходит домой и затем уже ни за какие деньги не овладеешь ее вторично. Красавицы и стат-ные девушки скоро уходят домой, а безобразным приходится долго ждать, пока они смогут выполнить обычай. И действительно, иные должны оставаться в святилище даже по три-четыре года. Подобный этому обычай существует также в некоторых местах на Крите.»
Схожий обычай мы находим у спартанцев :
«То, что мужчины женились главным образом для обзаведения потомством, следует не только из официальной формулы помолвки – «ради продолжения законного потомства». В Спарте дело доходило еще дальше, и, согласно Плутарху, здесь ни кого не смущало то, что муж временно передает свои супружеские права тому, кто наделен большей мужской силой и от кого, по ожиданиям мужа, могут произойти самые красивые и крепкие дети; при этом брак не терпит не малейшего ущерба. Приходится согласиться с Плутархом, который сравнивает спартанский Брак с конным заводом, где имеет значение только одно - как можно более многочисленный приплод чистокровной породы.»
Своеобразным социально-психологическим атавизмом традиции оплодотворения «матки» в другой семье является половая девиация в виде мужской геронтофилии, когда молодые люди испытывают половое влечение к женщинам пожилого, и в особенности старческого, возраста. Таким образом, проявляется воспитанное десятками тысяч лет половое поведение направленное на оплодотворение физически дряблой и непривлекательной женщины.
Но наиболее точно сохранили обычай иносемейного оплодотворения жители племени каинганг в Бразилии, штат Сан-Паулу: жители каждой де-ревни делились на две группы, и мужчины из одной группы могли жениться только на женщинах из другой группы. Брак внутри группы означал кровосмешение и допускался только при условии, что он будет бездетным.
Подобная система воспроизводства характерна почти всем племенам Австралии, когда мужчина имеет право жениться на женщине только из другого рода или семьи, в свою очередь мальчики родившиеся в этой семье не имели право жениться на женщинах из своего рода.
Итак, культ божества Ба привел к формированию в первобытном обществе, уникального для высокоразвитых животных, института биологического воспроизводства, когда одной женщине присваивалась исключительная роль в зачатии и вынашивании потомства первобытной семьи. Особую роль в поддержании этого порядка на протяжении тысячелетий играл культ божества Ба. В этом свете вполне возможно допустить, что формирование новых семей происходило по принципу пчелиных роев, когда в семье появлялась вторая женщина способная по своими физическим свойствам к роли семейной матки она уходила с половиною своей семьи, давая тем самым начало новой семье. Память именно о таком исходе из семьи сохранилась до сегодняшнего дня в виде приданного за невестой или калыма со стороны жениха, в любом случае за создание новой семьи всегда расплачивалась старая, устойчиво-сформировавшаяся семья. Но раз так, это является лишним дока-зательством неестественности для такого высокоразвитого животного, каким является человек, маточной традиции воспроизводства, а, следовательно, подтверждением, что он не является прямым потомком неандертальца, как это принято считать в современной науке.
Поняв смысл одной из ипостасий божества Ба, в виде семейной «мат-ки», необходимо понять и другие её ипостасии.