http://s9.uploads.ru/t/EZlnV.jpg

По свидетельству Афинея  Феофрат  оставил такое замечание относительно Александра македонского в молодые годы:
«Александр не был хорош для плотской связи с женщинами. Олимпиада и Филипп  знали об этом, и в самом деле звали фессалийскую куртизанку Калликсену, очень красивую женщину, в постель к Александру. Так как опасались они, что станет он женственным мужчиной, и Олимпиада часто умоляла его вступить в половой контакт с Калликсеной.»
Но, вероятно, Александр так и не решился вступить в половую связь с приглашенной красавицей, то ли в силу неприятия разврата окружавшего его с раннего детства, то ли в силу отсутствия к ней полового влечения, но так или иначе Калликсена не стала сексуальной наставницей молодого Александра, но очевидно сохранила в нем какие-то чувства восхищения женским телом, выразившееся в последствии в выборе любовниц.
Вот как это описывает Морис Дрюон:
«Чтобы посвятить Александра в таинства любви, Олимпиада обратилась к Калликсене, прекраснейшей двадцатипятилетней фессалийке, обучавшейся у жриц Афродиты, но отошедшей от священных дел и ставшей в столице одной из лучших гетер. У Калликсены были прекрасные зубы, обнажавшиеся в ослепительной улыбке, стройное горячее тело; ходила она с высоко поднятой головой. Ее жилище, убранное по образу домов известных афинских гетер, украшали подарки, которых она никогда не выпрашивала; самые замечательные люди посещали ее и всегда чувствовали себя здесь уютно. Знатный чужеземец, если уезжал из Пеллы, не отужинав у Калликсены, чувствовал себя обделенным. Ей было небезразлично, кому отдаваться; она имела одновременно по нескольку возлюбленных, причем все они оставались ее друзьями. Посетители расхваливали ее прекрасный голос, очарование ее бесед; те, кто видел ее без покровов, говорили, что ее тело можно сравнить с самыми прекрасными статуями. Те же, у кого она побывала в объятиях, уже никогда не могли ее забыть.
Калликсену пригласили во дворец от имени Олимпиады, и та рассказала ей о своих намерениях. Куртизанка поспешно, почти с признательностью приняла предложение. В глазах всех гетер Олимпиада , царевна Эпира, прошедшая путь от храмовой наложницы до царицы, была идеалом, образцом, олицетворенным оправданием их профессии. Предложение, сделанное прекрасной фессалийке, как бы немного приобщало ее к высшим сферам власти.
В условленный вечер Олимпиада сама ввела гетеру в покои Александра, который, как верный сын, подчинился ей.
Калликсена знала разных мужчин, в том числе и девственников: и дрожавших, и падавших в обморок, и хвастунов, и таких, что кидались в пучину удовольствий, как в битву, и стыдливых, стеснявшихся света, и тех, что доверчиво шли в объятия, словно ребенок к матери. Но она никогда не видела такого высокомерного, безразличного к ней юноши: он шагал из угла в угол и говорил как бы для самого себя, не завершая фраз – так, будто она была недостойна их слышать. Она предложила раздеть его – он разрешил ей это. Она разделась сама; он посмотрел на нее, как смотрят на посторонний предмет. Она притянула его на край постели, взяла его руку, которую он пытался отдернуть, и положила себе на грудь. Александр предался думам, пытаясь найти опору в философских учениях, чтобы постичь это тело, так разительно отличающееся от мужского; он размышлял о двойственной природе вещей, о двух типах всего сущего во Вселенной – мужском и женском. Податливая мягкость и влажность женского тела мало его трогали.
Ночь истекала. Калликсена пыталась повернуть мысли Александра к поводу их встречи, расхваливала его тело, проводя рукой по мышцам, а он в это время описывал ей военные упражнения и доказывал, что метание копья способствует развитию поперечных мышц живота. Оскорбленная таким безразличием, она начала злиться: ее профессиональная честь куртизанки была поставлена под угрозу. Она стала более требовательной и, торопя события, воспользовалась всем своим знанием любовной науки, чтобы пробудить желание в этом молодом боге, все время болтающем и отстраняющемся. Однако куртизанка с трудом добилась своего, соитие было кратким и не удовлетворило ни его, ни ее. Александр с отсутствующим видом как бы наблюдал себя и женщину со стороны.
Калликсена получила от Олимпиады царский подарок. Однако прошли многие годы, прежде чем Александр снова приблизился к женщине.»

Если учитывать, что описываемые события происходили в возрасте 14 – 16 лет, то уже через 3 – 5 лет Александр знакомится с Кампаспой, которая, по всей видимости, и привила Александру любовь к женщинам.
В возрасте 19 лет в 335 г. Александр направляется на подавление восстания Фив. После осады и разграбления города, на обратном пути в Македонию Александр останавливается в городе Ларисса в Фессалии. В честь победителя Фив местная аристократия устроила роскошный пир, на котором очевидно Александр и познакомился с Кампаспой.
   В античной истории она известна и как Панкаста, и как Филлис,  и как Филлида. В тоже время следует отметить, что её имя никогда не упоминается ни в одном из пяти основных источниках жизнеописания Александра македонского. 
Кампаспа была почетной гражданкой города Лариссы в Фессалии (Центральная Греция). По Элиану, она могла быть первой женщиной, с которой Александр вступил в сексуальные отношения.
После нескольких дней проведенных с Кампаспой в угаре пира, Александр не захотел с ней расставаться и взял её с собой.

Планируя азиатский поход, Александр, очевидно, решил не подвергать свою возлюбленную походным тяготам жизни, и заказал известному в то время художнику Апеллесу портрет обнаженной Кампаспы.

Во время написания портрета Апеллес влюбился в фессалийскую красавицу. Видя это Александр, охладевший уже к этому времени к своей возлюбленной, подарил её художнику со словами:
Александр не побелим, Апеллес не превзойдён.

Этот сюжет в последствии многократно воспроизводился многими художниками.

После ухода Александра в азиатский поход Апеллес создает свою самую знаменитую картину «Афродита Анадиомена».
Картина Апеллеса, написанная на сюжет рождения Афродиты, не со-хранилась. Известна по описанию в «Естественной Истории» Плиния Старшего ( кн.35). Работа пользовалась невероятной славой и вызвала множество подражаний в искусстве эллинизма.
История создания художником полотна связана с именами двух женщин - Фрины и Кампаспы.
Фрина была прославленной гетерой, натурщицей Праксителя. Она была знаменита своим великолепным телом, но увидеть её в обнажённом виде было практически невозможно, за исключением праздника Посейдона в Элевсине. 

В этот день она раздевалась донага и, распуская волосы, входила в море. Как рассказывал Афиней, именно это зрелище подсказало художнику сюжет картины. Саму же богиню, пишет Плиний, некоторые считают, что Апеллес писал не с Фрины, а со своей рабыни Кампаспы, подаренной ему Александром Македонским.
Источники описывают картину так: новорожденная богиня, выходя из волн, отжимала волосы.
«Афродита Анадиомена» считалась лучшим произведением Апеллеса. Она находилась на острове Кос, в храме Асклепия Асклепионе. Около рубежа нашей эры её приобрел император Август, простив жителям острова налогов на сумму в 100 талантов. Он поместил её в Риме, в храме Юлия Цезаря.

К этому времени картина была уже повреждена в нижней части, но за реставрацию её никто не брался. Нерон заменил погибающее произведение одной из работ мастера Доротея. Дальнейшие следы картины теряются.

После празднований своей победы на Фивами в Лариссе Александр возвращается в столицу Македонии Пеллу, где с Кампаспой знакомится 50-летний Аристотель. Для неё, на фоне молодых Александра и Апеллеса, он вероятней всего воспринимался ею как древний старец. Но, любовь не знает возрастных границ. 
Кампаспа восприняла ухаживания старца как игру в которой отвела себе роль госпожи, по факту будучи, хоть и возлюбленной, но все же наложницей. Анристотель, полностью потерявший голову от своей любви, согласен был на любые унижения с её стороны, лишь бы она одаривала его своим драгоценным вниманием. Очевидно, Капмаспа была знакома с сексуальными играми, в которых гетеры исполняли роль Домины, полной и безусловной владычицы мужчины. Именно эти отношения и были предложены ею Аристотелю, который согласился на них без какого-либо сомнения. Коварность Кампаспы выразилось в том, что она хотела наслаждаться унижением Аристотеля не только когда они были вдвоем. Ей хотелось, что бы униженного Аристотеля увидел и Александр. И, вскорости, она предоставила ему такую возможность.
Согласно средневековой легенде,  Аристотель, пытаясь положить конец увлечению Александра, предупредил его, что женщины могут довести до гибели даже очень сильных мужчин. Разгневанная Кампаспа, дабы взять реванш, ловко разожгла страсть философа, а затем потребовала, чтобы он, в качестве доказательства своей любви, позволил ей проехаться на нем верхом. Она приказала мыслителю встать перед ней на четвереньки и ползать, а он, готовый на все в своем безволии, позволил превратить себя в шута; повинуясь ей, он смиренно ползал по земле, выступая в роли животного для верховой езды у своей повелительницы.
Александр тайно наблюдал инцидент, научивший его не доверять хитростям женщин, перед которыми даже старый философ оказался столь очевидно бессилен.

============================
   1. Афиней — автор обширного сочинения «Пир мудрецов», жил на рубеже 2 – 3 веков н.э.
   2. Друг Аристотеля.
   3. Родители Александра.
   4. Дрюон ошибался в вопросе её происхождения. Олимпиада была дочерью эпирского царя Неоптолема I, считавшего себя потомком полумифического Ахилла. Рождённая с именем Поликсена, она в девичестве носила имя Миртала, а после свадьбы Филипп дал ей имя Олимпиада, в честь спортивного состязания; в конце жизни она снова сменила имя на Стратонику
  5. Арриан Флавий, Поход Александра. Квинт Курций Руф, История Александра Македонского. Плутарх, Александр, Сравнительные жизнеописания в двух томах. Диодор Сицилийский, Книга XVII. Юстин, Эпи-томы Помпея Трога. Автор современности Лейн Фокс (Lane Fox, 2010) относит ее появление к романским авторам: Плинию («Естественная История»), Люциану и Элиану («Varia Historia»).
   6. Аналогичный пир проходил в Лариссе по поводу разгрома Фив.
   7. Элевсин — маленький город в 22 км к северо-западу от Афин, связанный с ними священной дорогой. Элевсиинские мистеерии — обряды инициации в культах богинь плодородия Деметры и Персефоны, которые проводились ежегодно.
   8. Так Гёте, будучи не отдыхе в 1821 г. в Мариенбаде, в возрасте 72 лет, познакомился с 19-летней баронессой Ульрикой фон Леветцов. Отеческое участие, с которым относился к девушке маститый поэт, перешаг-нувший уже рубеж 70-летия, очень скоро переросло в несчастную любовь. Он просил руки возлюбленной, но получил отказ. Чувство печали, обуревавшее Гёте, нашло своё выражение в «Мариенбадской эллегии», созданной в 1823 году. После этого Поэт больше никогда не приезжал в Чехию.
   9. В 1189 году эта притча была записана священником церкви Нотр-Дам в Руане — Анри де Андели и часто использовалась в церковных проповедях.