Захваткин-форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Захваткин-форум » Параллельные ветви » Ворносковы


Ворносковы

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

ВОРНОСКОВ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ
12.03.1876 – 04.02.1940
Оцец Ивана Васильевича Ворноскова
Дед Надежды Ивановны Захваткиной-Субботной-Ворносковой

Мастер-резчик, основоположник абрамцево-кудринской резьбы.
Родился в поселке Кудрино Московской губернии в семье плотника.
Учился в абрамцевской сельской школе, в 1887-90 в столярно-резчицкой мастерской Е. Д. Поленовой. С 1882 начал работать самостоятельно, выполняя заказы Сергиево-Посадской мастерской. Одновременно он работает над совершенствованием своего особого «ворносковского» стиля в резьбе, изучает материалы Кустарного и Исторического музеев в Москве, знакомится с резчицкими приемами других губерний.
В 1906 г. открыл школу-мастерскую, где начал обучать резьбе по дереву крестьянских детей с непременной оплатой их труда. Среди десятков его учеников М. В. Артемьев, И. В. Гуляев, Ф. К. Анохин, его семеро сыновей и дочь все впоследствии виртуозные резчики.
На Кустарной выставке в Петербурге в 1902 был отмечен бронзовой медалью резной шкафчик работы В. П. Ворноскова, в 1905 ему присуждена бронзовая награда на выставке в Льеже (Бельгия), в 1906 бронзовая медаль в Чикаго (США) и серебряная в Милане (Италия). В 1908 в московском Кустарном музее при содействии С. Т. Морозова была устроена его персональная выставка первая в России выставка мастера-кустаря.
В 1922 г. Василий Петрович становится мастером-инструктором организованной по его инициативе артели кудринской резьбы «Возрождение», для которой он разрабатывает образцы и технологию.
С 1930 работает инструктором лаборатории дерева НИИ художественной промышленности.
В 1936 г. вместе с сыновьями выполняет уникальный заказ оформляет один из входов на выставку народного искусства в Третьяковской галерее. Автором эскиза был его сын Василий. Это единственная работа кудринцев в области монументального искусства.
Свои бытовые и декоративные изделия покрывал резьбой, в которой крупный, сочный растительный узор сочетался с изображениями людей и животных. Василий Петрович создавал и образцы резного архитектурного декора.
Создание знаменитого портала «Охрана границ СССР» для выставки народного искусства в Третьяковской галерее явилось вершиной творчества знаменитого мастера рельефной резьбы по дереву.
За 40-летнюю художественную деятельность Василия Петрович обучил мастерству резчика многих своих односельчан и жителей окрестных деревень. В 1906 году он открыл в Кудрине мастерскую, где обучалось около 30 человек. В 1910 году эта цифра была удвоена.
В советское время ему было присвоено знание народного художника по дереву.
Василий Петрович умер 4 февраля 1940 г. в Москве.

0

2

В 80 годах XIX века в Абрамцево - подмосковном имении мецената С.И.Мамонтова были организованы мастерские резьбы по дереву, первоначально предназначавшиеся для нужд имения. В Абрамцево бывали великие российские ху-дожники - Васнецов, Поленов, Поленова, Репин, Суриков, Серов, Врубель. Многие из художников, приезжавших в Абрамцево, создавали образцы мебели, посуды, утвари в народном стиле. Елена Дмитриевна Поленова приняла на себя руководство мастерскими и школой резьбы по дереву. К концу 80 - х годов XIX века мастерские начали выпускать изделия на продажу. Е. Д. Поленова выполняла рисунки для резной мебели и утвари, коллекционировала изделия народных мастеров различных областей России, демонстрировала их  художникам и мастерам, посещавшим Абрамцево. Особенностью этих изделий являлось то, что в них были использованы орнаменты вязания кружев, вышивки, росписи.
В 1887 году в мастерские Абрамцево пришел резчик - крестьянин села Кудрино - Василий Петрович Ворносков. Работы этого резчика оказали значительное влияние на дальнейшее  развитие абрамцевской резьбы. Ворносков использовал мотивы и приемы Вологодской плоскорельефной резьбы XVII - XVIII веков, отличавшейся характерной формой веток и листьев в виде закругленных пальчатообразных завитков, а также знакомые по пряничным доскам силуэты птиц и коней, свойственные орнаментам того времени.
Его творчество стало определяющим в развитии промысла. Художественное наследие мастера многообразно. Он создавал мебель, домашнюю утварь, чернильные приборы, ларцы, декоративную скульптуру. Использовал различные приемы подкрашивания, полировки, заоваленную технику резьбы, при которой края орнамента срезали (закругляли). Все это с успехом используют и современные резчики.
В 1921 году В. П, Ворносков возглавил артель «Возрождение», объединившую резчиков села Кудрино и соседних деревень. В дальнейшем мастера деревень Кудрино, Мутовки, Левково и других были соединены в «Ахтырскую артель столярно  - резных художественных изделий». После смерти В. П. Ворноскова в 1940 году ведущим мастером абрамцево - кудринской резьбы стал мастер М. А. Артемьев, для работ которого характерна резьба с выборным (углубленным по отношению к орнаменту) и канфаренным (чеканным) фонами. В 1918 году в Абрамцево был организован музей. С 1977 года Абрамцево вместе с усадьбой Ахтырка стало Государственным историко - художественным и литературным музеем - заповедником.
С раннего детства Василий Петрович жил в творческой атмосфере Абрамцев-ского кружка. Самый способный выпускник и, как впоследствии оказалось, хороший менеджер, попал в мастерские в одиннадцатилетнем возрасте. До этого паренек из деревни Кудрино уже четыре года учился в школе грамоты Е.Г. Мамонтовой.
В мастерской он провел всего три года. Но они были очень плодотворными, насыщенными необходимой резчику информацией, раскрывающей волшебный мир народного искусства, дающими базисный уровень профессиональной грамотности. Мальчики знакомились с искусством резьбы на подлинных памятниках в специально созданном кабинете образцов, который сами организаторы гордо называли музеем. Переворот в сознании Василия Ворноскова произошел, когда ему раскрыли глаза на красоту столь привычной, «домашней» геометрической резьбы. Он почувствовал, что столь доступная, простенькая техника является древнейшим способом фиксации человеком своих представлений о вселенной, и что этот мир мужских искусств параллельно существует с архаическим миром женских искусств - ткачеством, плетением и ручной вышивкой.
Уйдя в 1890 году из Абрамцева и наладив деловые контакты с Сергиево-Посадской столярной мастерской Московского губернского земства, юный Василий Ворносков создал небольшое производство в собственном доме в деревне Кудрино. Резные деревянные изделия - шкатулки, ковши, ларцы, шкафчики с полированной резьбой уже отличались от абрамцевских и уже восприняли некоторые особенности сергиевских.
Свидетельством организаторских способностей и высокого авторитета как мастера резьбы может служить рост его влияния на складывающийся художественный промысел. В тридцать лет - время творческого расцвета, мастер создал в Кудрине (1906) учебную мастерскую, которую закончило 30 мастеров. Те в свою очередь организовали собственные артели в своих деревнях. Эта была главная, вторая волна подготовки мастеров и окончательного утверждения промысла абрамцево-кудринской резьбы как самобытного явления народного искусства Подмосковья.
1900- е годы - время формирования В.П. Ворносковым собственного характера резьбы. Введенный им в производство новый вариант рельефной резьбы с заоваленным контуром и углубленным, нередко фактурно разделанным «канфаренным» (набойка гвоздиком) фоном, органично вырос из многовековых традиций русской резьбы. Её обогатили простые и остроумные способы отделки - протравы морилками разных оттенков, от темно-коричневого до золотистого, и последующей полировки. Орнаменту «кудринка» присуща мягкость очертаний лапчатых растений, поначалу и наивная архаичность изображений птиц и зверей. Но существуют они не сами по себе, а в растительном мире. Их собирает в компактные группы непрерывное, волнообразное движение растительных побегов. Некоторые видят безусловное родство искусства абрамцево-кудринской резьбы с кистевой росписью, прежде всего с хохломской. Самое главное у них - сходное понимание поверхности предмета как единого декоративного простора. Покрывающий её растительный узор, подчиняясь пластике формы, все-таки по-своему её организует. В токарных и резнодолбленых - он подчеркивает сочные объемы круглящихся поверхностей. В столярных смягчает их жесткую конструктивность, перетекая с одной на другую плоскость.
Другое открытие В.П.Ворноскова - создание мелкой пластики как особого на-правления в кудринской резьбе. Его творческую фантазию поразило случайно увиденное изображение резной из дерева птицы.
Сделанный им вариант «Зимородок» увлек новизной пластических задач. Его опыты прошли этап фантастических зверей, рыб и птиц модерна, экзотических зверей (тюлени, верблюды и др.) и снова возвратились к народному примитиву. Звери и птицы не только украшают крышки шкатулок и пеналов, но и сами могут быть шкатулками. Им присуща острая пластическая характеристика. Марочнице - коробочке для марок, придан силуэт льва с поджатыми лапами и цилиндром округлой гривастой головы. Хвост - одновременно замаскированная ручка крышки пенала. Плоские боковые стенки на тулове закрыты сеткой мелкой резьбы - простые лунки скобчатого узора создают фактуру шкуры. Пятипалые листочки на торцах цилиндра передают эффект прядей на гриве. Поверхность округлой, почти цилиндрической шкатулки «Свинка с поросятами» сплошь заполнена разлапистыми веточками с крупными ягодами. Не случайно она сделана в то время, когда благодаря матрешке многопредметность, как принцип создания комплектов получил широкое признание.
Велик вклад мастера в утверждении абрамцево-кудринской резьбы как основного вида декорирования в самых разнообразных видах изделий. Он прекрасно находил меру гармоничного соответствия орнаментальных композиций с размерами самих предметов. В украшении относительно небольших токарных чаш, ваз и блюд, долбленых ковшей и братин, столярных шкатулок и пеналов растительный узор либо опоясывает вьющимся побегом изделие по периметру, либо вырастает из его основания. В декорировании крупных столярных работ резной узор является небольшим акцентом, подчеркивающим красоту больших открытых поверхностей мореной древесины. Прекрасных декоративных эффектов он достигал разнообразными способами отделки, отдавая предпочтения тем единственно верным концентрациям окраски или морения, полировки или вощения, которые выявляют скрытый в белой древесине естественный узор. Наряду с привычными для дерева теплыми тонами морения от коричневого до золотистого, он ввел в традицию серебристо-серые и целую гамму зеленовато-оливковых оттенков. Одной из особенностей работ первой четверти XX века было сохранение шелковистой и чуть шершавой фактуры поверхности древесины, когда лаком или воском только закрепляли окраску, предохраняли дерево от загрязнения. Он любил и сильный контраст шелковистой поверхности дерева с полированными мотивами рельефного узора. Благодаря иллюзии таинственной глубины цвета, подчеркнутой ореолом бликов, резной узор приобретал особую пространственность.
Работа В.П. Ворноскова в Научно-исследовательском институте художествен-ной промышленности в конце 30-х годов поставила мастера в исключительные условия. Он выполнял здесь наиболее сложные заказы и вместе с тем получил возможность реализовать жестко ограниченные рамками технических возможностей задания, облагораживая их своими художественными идеями в виде конкретных образцов для освоения в конкретных артелях. Свидетельством тому - уникальная коллекция работ мастера в Музее народного искусства, в том числе десятки работ последнего периода. Громадный практический опыт, великолепное чувство материала позволяли «команде Ворносковых» осуществлять сложные проекты. Ворносковы, как и мастера других промыслов, обрамляли своими работами входы в соответствующие залы выставки.
Ученики В.П. Ворноскова организовали свои маленькие предприятия. В Хотьковском округе появились поначалу небольшие артели: в Хотькове (1910), Мутовках (1918), Куприне (1921), Левкове (1931), Ахтырке (1932). Позднее они объединились в Ахтырскую объединенную артель (1936, 1940), преобразованную в Хотьковскую фабрику резных художественных изделий (1960) ТОО «Народное искусство».

0

3

В довоенной Москве лучшими мастерами резьбы по дереву считались члены семьи потомственных резчиков Ворносковых: отец и его семеро сыновей. Глава семьи Василий Петрович Ворносков  учился мастерству художественной обработки дерева в Абрамцевской школе, организованной художницей Е.Д. Поленовой.
В.П. Ворносков создал целую школу учеников и последователей, в числе которых и были его семеро сыновей: Иван, Николай, Сергей, Петр, Василий, Михаил и Александр.
В 1930-х годах Василий Петрович вместе с ними трудился над выполнением особо важных заказов Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР, таких как модели архитектурных деталей, панно и эмблемы для павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, станций московского метрополитена, Большого Каменного и Устьинского мостов через Москва-реку, советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939 г.). В фондах Сергиев-Посадского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника хранятся высокохудожественные авторские работы Ворносковых того времени, поступившие, в частности, и после персональной выставки семьи мастеров резьбы по дереву, состоявшейся в 1940 г. в залах Третьяковской галереи.
В годы Великой Отечественной войны братья Ворносковы с честью выполнили свой воинский долг. Но погибли на поле брани Александр и Николай, раненым попал в плен и чудом выжил Сергей, Василий вернулся с фронта, потеряв ногу. Не находя для себя крупных работ, братья Ворносковы продолжали после окончания войны вырезать анималистическую скульптуру, предметы быта, настенные панно, но думали и о новых интерьерных заказах.
В конце 1947 года к Сергею, Михаилу, Петру и Василию Ворносковым обратился протопресвитер Николай Колчицкий с просьбой о срочном исполнении ответственного заказа для Елоховского собора. Братья охотно согласились, и к июню 1948 года украшенные пышной деревянной резьбой позолоченные сень и рака были изготовлены и установлены в храме. Кроме того, мастера вырезали из кипариса небольшую модель-копию сени и раки для поднесения Святейшему Патриарху Алексию I. Эта модель до 1953 года хранилась в московской резиденции Патриархии, а затем, по благословению Святейшего Владыки, она была передана в патриаршие покои Троице-Сергиевой лавры.
Спустя некоторое время деревянную раку для мощей решили заменить на ме-таллическую, отлитую из медного сплава на московском авиамоторостроительном заводе № 45. Работы по отливке частей раки выполнил с высоким мастерством инженер завода Григорий Васильевич Крупин, а деревянная рака работы Ворносковых была перенесена в Серапионову палату Троице-Сергиевой лавры. Временная деревянная рака, в которой мощи были доставлены из Кремля в собор, до сих пор бережно хранится в алтаре его Никольского придела.
За первой работой братьев Ворносковых для Церкви последовали и другие заказы — на украшение храмовых интерьеров и изготовление киотов, аналоев, престолов, жертвенников, паникадил, архиерейских кресел, подсвечников, канунов. Авторами эскизов и исполнителями работ были Михаил и Василий, а их соисполнителем являлся опытный резчик Сергей. В ряде реставрационных работ своим братьям помогал Петр.
В 1948 году верующим москвичам был передан закрытый еще в 1930-х годах Скорбященский храм на Большой Ордынке. Использовавшая его помещение для хранения своих фондов Третьяковская галерея все же принимала меры к сохранению внутреннего убранства закрытой церкви, но ее иконостасы, престолы, киоты нуждались в тщательной реставрации резьбы и позолоты. Настоятель вновь открытого храма о. Михаил Зернов пригласил для выполнения восстановительных работ братьев Ворносковых, которые в короткий срок привели в порядок интерьер и утварь, а некоторые предметы убранства изготовили и вызолотили заново.
В 1950 году по приглашению иеромонаха Афанасия (Москвитина), тогда только что вступившего в права настоятеля Никольского храма г.Солнечногорска, братьями были впервые вырезаны в стиле «ворносковской» плоскорельефной резьбы киоты и дарохранительница для этой церкви. В 1952—1953 гг. они трудились для храма Свт. Николая в Кузнецах, в Москве, и его настоятель, протоиерей Всеволод Шпиллер высоко оценил выполненные мастерами киоты, в том числе резное обрамление чтимого образа Богоматери «Утоли моя печали», массивные подсвечники, аналои и другие предметы убранства.
Настоящим «музеем» произведений братьев Ворносковых в области церковного декоративно-прикладного искусства стал храм Свт. Николая на Рогожском кладбище в Москве. Работы по созданию здесь более 20 предметов убранства храмового интерьера начались в 1951 году и завершились в 1957 году, при настоятеле о. Михаиле Введенском. В настоящее время пространство и главного Никольского храма, и южного придела в честь иконы Божией Матери «Троеручица», и притвор заполнено киотами и другими изделиями работы Ворносковых.

В 1956 году братья сосредоточились на новой работе в малом соборе Донского монастыря. За два года они изготовили многочисленные киоты для икон и другие детали интерьера, украшенные сложной рельефной позолоченной резьбой, контрастирующей с полированным фоном белого цвета. В частности, здесь ими был сооружен большой киот над гробницей свт. Тихона, Патриарха Московского и всей России.
Братья Ворносковы работали по заказам для многих храмов Москвы и Московской епархии: Всех Святых на Соколе, Иоанна Воина на Якиманке, Ризоположения на Донской улице, Успенского в Новодевичьем монастыре, Никольского в Хамовниках, Скорбященского на Калитниковском кладбище, свв. Петра и Павла в Лефортове, Покровского в Московской Духовной Академии, Успенского собора г. Дмитрова, Крестовоздвиженского в с. Татаринцеве, Троицкого собора г. Подольска и даже далеко от Москвы, в г. Саранске.
Младший из братьев Михаил Васильевич Ворносков (1915—1982) с 1966 года работал мастером-реставратором во Всесоюзном научно-производственном реставрационном комбинате Министерства культуры СССР. Руководимая им бригада резчиков в 1960—1970-х годах отреставрировала выполненные в технике сложной пространственной резьбы золоченые иконостасы XVII в. в храмах Св. Троицы в Троице-Лыкове и Покрова в Филях. Последней крупной реставрационной работой М.В. Ворноскова было восстановление резного деревянного декора XVII в. в «Золотых комнатах» дома Демидова в Гороховском переулке в Москве.
Память о талантливых художниках деревянной резьбы  братьях Ворносковых и их мастерстве живет в созданных ими произведениях декоративно-прикладного искусства, рассеянных по многочисленным столичным и  подмосковным храмам. В тех государственных музейных учреждениях, где хранятся некоторые художественно-бытовые вещи работы мастеров, об их достижениях в сфере церковного искусства почти ничего не знают. Эти работы собраны в большом фотоальбоме произведений братьев-мастеров, который сохранился у дочерей Михаила Ворноскова — Раисы и Надежды. В этом альбоме представлены 72 работы, но это далеко не полное их число. Творческое наследие замечательных мастеров народного искусства никем не изучается и не сохраняется. Не так давно, по свидетельству членов семьи Ворносковых, были уничтожены их великолепные резные работы в павильонах бывшей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне ВВЦ).

0

4

http://s2.uploads.ru/t/ChLcW.jpg

Ворносковы из д.Кудрино Московской обл.
Слева - Василий Петрович.
В центре - Михаил Петрович.
Справа - Алексей Петрович.

0

5

Ворносков Василий Петрович с сыновьями Василием (справа) и Николаем (слева)

0

6

Все сыновья Василия Петровича на сегодня уже умерли. В живых только его младшая дочь Анна Васильевна и несколько его внуков и внучек. Резьбой по дереву профессионально занимается только правнук Мехаил Васильевич Ворносков, проживающий в д.Кудрино. Неплохие работы есть и у внука Петра Петровича, но он готовит книгу своих воспоминаний и публиковать свои работы не разрешает. Интересно, что и муж Анны Васильевны тоже приобщился к резьбе по дереву и оставил после себя несколько весьма интересных работ, в том числе и резной портрет Василия Петровича Ворноскова.

Вчера был на Калитниковском кладбище, где покоятся Василий и Михаил Петровичи Ворносковы.  В церкви при кладбище видел работы Петра и Василия Васильевичей Ворносковых. Их уже давно нет, а работы их продолжают радовать людей.

0

7

Ветвь Василия Петровича Ворноскова.

0

8

Работы Василия Петровича Ворноскова.
Чернильный прибор (фото 2) находится в экспозиции дома-музея М.М. Пришвина.

0


Вы здесь » Захваткин-форум » Параллельные ветви » Ворносковы


Сервис форумов BestBB © 2016-2024. Создать форум бесплатно