В 80 годах XIX века в Абрамцево - подмосковном имении мецената С.И.Мамонтова были организованы мастерские резьбы по дереву, первоначально предназначавшиеся для нужд имения. В Абрамцево бывали великие российские ху-дожники - Васнецов, Поленов, Поленова, Репин, Суриков, Серов, Врубель. Многие из художников, приезжавших в Абрамцево, создавали образцы мебели, посуды, утвари в народном стиле. Елена Дмитриевна Поленова приняла на себя руководство мастерскими и школой резьбы по дереву. К концу 80 - х годов XIX века мастерские начали выпускать изделия на продажу. Е. Д. Поленова выполняла рисунки для резной мебели и утвари, коллекционировала изделия народных мастеров различных областей России, демонстрировала их художникам и мастерам, посещавшим Абрамцево. Особенностью этих изделий являлось то, что в них были использованы орнаменты вязания кружев, вышивки, росписи.
В 1887 году в мастерские Абрамцево пришел резчик - крестьянин села Кудрино - Василий Петрович Ворносков. Работы этого резчика оказали значительное влияние на дальнейшее развитие абрамцевской резьбы. Ворносков использовал мотивы и приемы Вологодской плоскорельефной резьбы XVII - XVIII веков, отличавшейся характерной формой веток и листьев в виде закругленных пальчатообразных завитков, а также знакомые по пряничным доскам силуэты птиц и коней, свойственные орнаментам того времени.
Его творчество стало определяющим в развитии промысла. Художественное наследие мастера многообразно. Он создавал мебель, домашнюю утварь, чернильные приборы, ларцы, декоративную скульптуру. Использовал различные приемы подкрашивания, полировки, заоваленную технику резьбы, при которой края орнамента срезали (закругляли). Все это с успехом используют и современные резчики.
В 1921 году В. П, Ворносков возглавил артель «Возрождение», объединившую резчиков села Кудрино и соседних деревень. В дальнейшем мастера деревень Кудрино, Мутовки, Левково и других были соединены в «Ахтырскую артель столярно - резных художественных изделий». После смерти В. П. Ворноскова в 1940 году ведущим мастером абрамцево - кудринской резьбы стал мастер М. А. Артемьев, для работ которого характерна резьба с выборным (углубленным по отношению к орнаменту) и канфаренным (чеканным) фонами. В 1918 году в Абрамцево был организован музей. С 1977 года Абрамцево вместе с усадьбой Ахтырка стало Государственным историко - художественным и литературным музеем - заповедником.
С раннего детства Василий Петрович жил в творческой атмосфере Абрамцев-ского кружка. Самый способный выпускник и, как впоследствии оказалось, хороший менеджер, попал в мастерские в одиннадцатилетнем возрасте. До этого паренек из деревни Кудрино уже четыре года учился в школе грамоты Е.Г. Мамонтовой.
В мастерской он провел всего три года. Но они были очень плодотворными, насыщенными необходимой резчику информацией, раскрывающей волшебный мир народного искусства, дающими базисный уровень профессиональной грамотности. Мальчики знакомились с искусством резьбы на подлинных памятниках в специально созданном кабинете образцов, который сами организаторы гордо называли музеем. Переворот в сознании Василия Ворноскова произошел, когда ему раскрыли глаза на красоту столь привычной, «домашней» геометрической резьбы. Он почувствовал, что столь доступная, простенькая техника является древнейшим способом фиксации человеком своих представлений о вселенной, и что этот мир мужских искусств параллельно существует с архаическим миром женских искусств - ткачеством, плетением и ручной вышивкой.
Уйдя в 1890 году из Абрамцева и наладив деловые контакты с Сергиево-Посадской столярной мастерской Московского губернского земства, юный Василий Ворносков создал небольшое производство в собственном доме в деревне Кудрино. Резные деревянные изделия - шкатулки, ковши, ларцы, шкафчики с полированной резьбой уже отличались от абрамцевских и уже восприняли некоторые особенности сергиевских.
Свидетельством организаторских способностей и высокого авторитета как мастера резьбы может служить рост его влияния на складывающийся художественный промысел. В тридцать лет - время творческого расцвета, мастер создал в Кудрине (1906) учебную мастерскую, которую закончило 30 мастеров. Те в свою очередь организовали собственные артели в своих деревнях. Эта была главная, вторая волна подготовки мастеров и окончательного утверждения промысла абрамцево-кудринской резьбы как самобытного явления народного искусства Подмосковья.
1900- е годы - время формирования В.П. Ворносковым собственного характера резьбы. Введенный им в производство новый вариант рельефной резьбы с заоваленным контуром и углубленным, нередко фактурно разделанным «канфаренным» (набойка гвоздиком) фоном, органично вырос из многовековых традиций русской резьбы. Её обогатили простые и остроумные способы отделки - протравы морилками разных оттенков, от темно-коричневого до золотистого, и последующей полировки. Орнаменту «кудринка» присуща мягкость очертаний лапчатых растений, поначалу и наивная архаичность изображений птиц и зверей. Но существуют они не сами по себе, а в растительном мире. Их собирает в компактные группы непрерывное, волнообразное движение растительных побегов. Некоторые видят безусловное родство искусства абрамцево-кудринской резьбы с кистевой росписью, прежде всего с хохломской. Самое главное у них - сходное понимание поверхности предмета как единого декоративного простора. Покрывающий её растительный узор, подчиняясь пластике формы, все-таки по-своему её организует. В токарных и резнодолбленых - он подчеркивает сочные объемы круглящихся поверхностей. В столярных смягчает их жесткую конструктивность, перетекая с одной на другую плоскость.
Другое открытие В.П.Ворноскова - создание мелкой пластики как особого на-правления в кудринской резьбе. Его творческую фантазию поразило случайно увиденное изображение резной из дерева птицы.
Сделанный им вариант «Зимородок» увлек новизной пластических задач. Его опыты прошли этап фантастических зверей, рыб и птиц модерна, экзотических зверей (тюлени, верблюды и др.) и снова возвратились к народному примитиву. Звери и птицы не только украшают крышки шкатулок и пеналов, но и сами могут быть шкатулками. Им присуща острая пластическая характеристика. Марочнице - коробочке для марок, придан силуэт льва с поджатыми лапами и цилиндром округлой гривастой головы. Хвост - одновременно замаскированная ручка крышки пенала. Плоские боковые стенки на тулове закрыты сеткой мелкой резьбы - простые лунки скобчатого узора создают фактуру шкуры. Пятипалые листочки на торцах цилиндра передают эффект прядей на гриве. Поверхность округлой, почти цилиндрической шкатулки «Свинка с поросятами» сплошь заполнена разлапистыми веточками с крупными ягодами. Не случайно она сделана в то время, когда благодаря матрешке многопредметность, как принцип создания комплектов получил широкое признание.
Велик вклад мастера в утверждении абрамцево-кудринской резьбы как основного вида декорирования в самых разнообразных видах изделий. Он прекрасно находил меру гармоничного соответствия орнаментальных композиций с размерами самих предметов. В украшении относительно небольших токарных чаш, ваз и блюд, долбленых ковшей и братин, столярных шкатулок и пеналов растительный узор либо опоясывает вьющимся побегом изделие по периметру, либо вырастает из его основания. В декорировании крупных столярных работ резной узор является небольшим акцентом, подчеркивающим красоту больших открытых поверхностей мореной древесины. Прекрасных декоративных эффектов он достигал разнообразными способами отделки, отдавая предпочтения тем единственно верным концентрациям окраски или морения, полировки или вощения, которые выявляют скрытый в белой древесине естественный узор. Наряду с привычными для дерева теплыми тонами морения от коричневого до золотистого, он ввел в традицию серебристо-серые и целую гамму зеленовато-оливковых оттенков. Одной из особенностей работ первой четверти XX века было сохранение шелковистой и чуть шершавой фактуры поверхности древесины, когда лаком или воском только закрепляли окраску, предохраняли дерево от загрязнения. Он любил и сильный контраст шелковистой поверхности дерева с полированными мотивами рельефного узора. Благодаря иллюзии таинственной глубины цвета, подчеркнутой ореолом бликов, резной узор приобретал особую пространственность.
Работа В.П. Ворноскова в Научно-исследовательском институте художествен-ной промышленности в конце 30-х годов поставила мастера в исключительные условия. Он выполнял здесь наиболее сложные заказы и вместе с тем получил возможность реализовать жестко ограниченные рамками технических возможностей задания, облагораживая их своими художественными идеями в виде конкретных образцов для освоения в конкретных артелях. Свидетельством тому - уникальная коллекция работ мастера в Музее народного искусства, в том числе десятки работ последнего периода. Громадный практический опыт, великолепное чувство материала позволяли «команде Ворносковых» осуществлять сложные проекты. Ворносковы, как и мастера других промыслов, обрамляли своими работами входы в соответствующие залы выставки.
Ученики В.П. Ворноскова организовали свои маленькие предприятия. В Хотьковском округе появились поначалу небольшие артели: в Хотькове (1910), Мутовках (1918), Куприне (1921), Левкове (1931), Ахтырке (1932). Позднее они объединились в Ахтырскую объединенную артель (1936, 1940), преобразованную в Хотьковскую фабрику резных художественных изделий (1960) ТОО «Народное искусство».