ЗАХВАТКИН АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВИЧ
около 1870 – около 1920
Алексей Андреевич Захваткин очевидно родился в Екатеринбурге около 1870 г. в семье потомственных горных инженеров.
В 1894 г. он поступает на работу в Министерство Государственных Имуществ в качестве горного инженера, очевидно к этому времени окончив Горный институт в Петербурге.
В 1897 г. откомандирован на золотые прииски наследников А.Ф. Поклевского-Козелл в должности Главного управляющего.
В это время Торговому Дому Наследников А.Ф. Поклевского-Козелл принадлежат три золотоносных участка с разрабатывающимися на них 8-ми приисками и два прииска, на которых производится добыча асбеста.
Золотоносные участки - Мостовской, Мурзинский и Рефтинский - занимают в общей сложности поверхность в 90543 дес. 972 кв. саж. земли и арендованы у казны по договорам с Министерством Государственных Имуществ: первые два от 15-го мая 1878 года, а последний от 30-го мая того же 1878 года. Асбест добывается на отводах в казенной Каменской даче. Золотые прииски находятся в Екатеринбургском уезде, асбестовые же - в Камышловском Пермской губернии.
Мостовской - золотоносный участок, занимающий площадь в 25544 дес. 600 кв. саж., находится в Монетной даче и расположен по Верхотурскому тракту; в этом участке работаются два прииска - Мостовский и Зверевский. Первый находится от села Мостовского в 12 верстах, а второй - в 4 верстах от селения «Мостовской прииск»;
Мурзинский участок находится в двух дачах: в Монетной, где занимает площадь в 20667 дес. 1590 кв. саж. и в Березовский, в которой под него отведена площадь в 17094 дес. 2180 кв. саж.; общая площадь, следовательно, Мурзинского участка определяется во 37762 дес. 1370 кв. саж., расположен он от города Екатеринбурга к северу, вслед за участком Березовского золотопромышленного товарищества. На Мурзинском участке работаются прииски: Кремлевский, в 6 верстах от Березовского завода, и четыре Благодатных - №№1-ой, 2-ой, 3-ий и 3-ый - в 18 верстах от того же завода.
Рефтинский участок, площадью в 27236 десят. 1402 кв. саж., находится в Монетной даче, от Екатеринбурга на северо-восток, приблизительно в 70 верстах, от ст. «Баженово» Пермской железной дороги - в 30 и от изумрудных копей - в 8-ми верстах. На этом участке работается Шаломейский золотой прииск, в 30 верстах от Режевского завода.
На всех работающихся приисках золото добывается россыпное и жильное; оборудование и приисковые постройки имеются следующие: на Мостовском прииске - 1 фабрика (две пары бегунов) и жилых построек три, из них: помещение для конторы и семь отдельных квартир для семейных служащих;
на Зверевском прииске - 1 фабрика (две пары бегунов) и жилых по-строек четыре; на Кремлевском - 1 фабрика (две пары бегунов и один тол-чейный пятипестовый стан), контора и семь жилых построек; на Благодатном №1-м - 1 фабрика (толчейная на двадцать пестов), две казармы и три жилые постройки; на Благодатном № 2 - 1 фабрика (две пары бегунов), две казармы, пять жилых построек, и на Шаломейском прииске имеются две жилые постройки.
Работы на золотых приисках ведутся хозяйственным способом, а также и отрядными артелями старателей. При работах обнаружено, что толщина «вскрыши», верхнего пласта земли, колеблется от 2 до 8 аршин, золотосодержащего пласта - от 1/2 арш. до 2 арш.; толщина жил разнообразится очень значительно: от 1/2 вершка до 3 - 4 сажень.
Содержание золота - в песках от нескольких долей до одного золотника (4,7 г), жильного от одного до 5 - 6 золотников в 100 пудах породы; следовательно прииски надо отнести к разряду благонадежных и действительно в 1900-м году на приисках добыто было шлихового золота 8 пуд. 14 фун. 82 зол., а в 1901 году добыча золота уже возросла до 14 пуд. 25 фун. 62 зол. Проба добываемого на приисках золота колеблется от 642/3 до 901/6.
(Возможно от 64,2% до 90,1%, число после дроби, очевидно, означало дополнительный критерий золота)
Асбестовые прииски.
Два асбестовые прииска - Щучий и Щучий № 1-й, - находятся в Каменской даче. Работы на этих приисках ведутся открытыми разрезами и добытая «куделька» (местное название асбеста) разделяется на четыре сорта. В год ее добывается от 120 тыс. до 150 тыс. пудов и все это количество продается за границу, где на асбест есть большой спрос.
В 1910 г. Алексея Андреевича откомандировывают в распоряжение золотопромышленной фирмы И.М. и К.И. Иваницких, где он проработал, очевидно, до 1913 г.
В 1913 г. он переезжает в Москву, где занимается организацией Акционерного общества горной промышленности и электрификации средней России.
17 июля 1917 года в качестве учредителя утверждает Устав Общества. Основной капитал Общества составлял 3,5 миллиона рублей разделенный на 35 000 акций по сто рублей каждая. Для сбора средств Общество выпускает временные свидетельства по 25 акций на общую сумму 7 миллионов (70000 акций по 100 руб.).
После Октябрьского переворота занимал видные посты в управлении Подмосковного угольного бассейна.
Личная жизнь Алексея Андреевича складывается несколько странно.
По воспоминаниям в 1940 г. Марии Ивановны Крыжановской к 1900 году он был уже довольно давно женат на Марии Александровне Языковой, происходившей из старой дворянской семьи и числившей среди своих предков поэта Н.М. Языкова. Вначале 1900-х годов они фактически разошлись: Алексей Андреевич часто и надолго отлучался по служебным делам, а Мария Александровна с дочерьми жила Екатеринбурге.
Таким образом, можно предположить, что к 1900 г. Алексей Андреевич и Мария Александровна были женаты достаточно долго, не менее пяти лет.
Точной даты рождения Марии Александровны выяснить не удалось, но возможно, что она родилась около 1865 г., исходя из дат рождения её родителей.
Отец - Александр Петрович Языков, 4 февраля 1841 года.
Мать - Надежда Николаевна Девитт 27 апреля 1843 года.
Известно, что у Марии Александровны это был уже второй брак. Исходя из этого, можно предположить, что Алексей Андреевич и Мария Александровна обвенчались в 1897 г., когда Алексей Андреевич был откомандирован в Екатеринбург.
На протяжении пяти лет у супругов не было детей и первую дочку Татьяну, названную в честь сестры Марии Александровны, она рожает в 1902 г. Затем в 1904 г. рождается вторая дочка Мария, очевидно названная в честь своей матери. В декабре 1905 года рождается последний ребенок в семье Алексей, названный так очевидно в честь отца. Но уже тогда Мария Ивановна Крыжановская знала, что этот мальчик фактически является её внуком.
В 1910 г. Андрей Алексеевич отправляет семью заграницу. В 1913 г. Мария Александровна с детьми возвращается в Россию и принимает странное решение дать сыну фамилию своего отца – Языков.
Алексей Андреевич в это время уже живет в Москве по адресу Сытников тупик дом 3 кв. 8. Вся семья с этого времени живет постоянно по этому адресу.
Изменение фамилии для Алексея Алексеевича после Октябрьского переворота значительно осложнило ему жизнь.
С октября 1917 как представитель дворянского рода он был лишен многих прав, в том числе не мог иметь возможности получить высшее образование, работал художником-графиком в Московском университете - в гербарии профессора А. Н. Сырейщикова и в лаборатории профессора Г.А. Кожевникова. В этот период он посещал лекции ведущих ученых Московского университета.
В 1926 - закончил студию живописи Ю.Н. Кордовского и был приглашен профессором В.И. Плотниковым в качестве лаборанта-художника в Среднеазиатский институт защиты растений (организован на базе Узбекистанской опытной станции защиты растений), в котором он проработал до 1931 года в качестве ассистента, а затем штатного специалиста-энтомолога.
В одной из экспедиций отряд института был захвачен басмачами, а после его освобождения, при восстановлении утраченных документов, А.А. Языков сменил год рождения и взял фамилию отчима. В дальнейшем, с 1932 года все его публикации выходят под фамилией Захваткин.
С 1931 работает во Всесоюзном институте защиты растений ВАСХНИЛ (Ленинград).
С 1933 - старший научный сотрудник в лаборатории энтомологии Научно-исследовательского института зоологии Московского университета.
С 1938 - ассистент кафедры энтомологии МГУ.
С 1939 - доктор биологических наук
С 1940 - профессор МГУ
С 1948 - заместитель декана Биологического факультета МГУ
С 1950 - директор Научно-исследовательского биолого-почвенного института Московского университета, организованного на базе институтов зоологии, ботаники и почвоведения биологического факультета.
Умер 14 декабря 1950 года.
В конце своей жизни в своей автобиографии он пишет о том, что его биологическим отцом являлся Леонид Ильич Крыжановский. В 1940 г. это подтвердила и мать Леонида Ильича Мария Ивановна Крыжановская.
Леонид Ильич Крыжановский (13.2.1884 – 29.1.1925) – младший брат профессора Владимира Ильича Крыжановского, директора Минералогического музея Академии наук с 1932 до 1947 года. Отец их Илья Николаевич Крыжановский, уральский горный инженер, в последний период жизни занимал такие должности, как директор Екатеринбургской гранильной фабрики, директор Петергофской гранильной фабрики, член Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС) при Академии наук СССР. В круг общения Крыжановских входили выдающиеся ученые – академики В.И. Вернадский, А.Е. Ферсман. В архиве АН России имеется несколько писем Леонида Ильича к В.И. Вернадскому.
Л.И. Крыжановский – блестящий потомственный минералог, выросший на Урале, выпускник Казанского университета. Во время Гражданской войны Леонид и два его младших брата, будучи на Урале, попали по мобилизации в армию Колчака. Живым остался только он один, но биография была испорчена окончательно.
Леонид Ильич, родился в январе 1884 года в Красноуфимске. Позднее его семья переехала в Екатеринбург и вошла в состав тогдашней уральской научно-технической интеллигенции. В 1904 году поступил в Казанский университет.
Не совсем понятно как он мог в марте 1905 г. оказаться в Екатеринбурге и вступить в интимную связь с почти сорокалетней Марией Александровной.
Еще в 1900 г. вместе с А.Е. Ферсманом Леонид Ильич организовал трест «Русские самоцветы», став его коммерческим директором и специалистом по камню. Подкупив старателя Никшина Федора Федоровича Леонид Ильич первым получал информацию о новых залежах полудрагоценных камней в Екатеринобугском уезде, благодаря этому с 1911 по 1917 г. их трест направил в Минералогический музей Академии наук около сотни ящиков (6 тонн) на сумму 4527 руб.
Сын Алексея Алексеевича Юрий Алексеевич Захваткин, после падения коммунистического режима в России в 1990-х, активно занялся исследованием своих дворянских корней по линии Языковых, в то время как он фактически является прямым потомком Леонида Ильича Крыжановского, но о нём в его исследованиях, к сожалению очень, мало информации.