Захваткин-форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Захваткин-форум » Исторический роман "Игумен" » Глава 1 "Савелий"


Глава 1 "Савелий"

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

В семи верстах от Новгорода. 6544 г.(1)
Ярослав(2) взглянул на сына. Молодой княжич Владимир(3), не смотря на усталость от многочасовой скачки, старался не подавать виду, что уже с трудом держится в седле. Ярослав усмехнулся, вспомнив, как 39 лет назад, в 5 году(4) ездил он с отцом своим Владимиром(5) в Новгород собирать войско против печенегов, и хотя он был тогда на три года постарше княжича, но тоже устал от быстрой многочасовой скачки.
Этот взгляд заметил Воята, воевода ближней княжеской дружины, подъехал к князю поближе и не громко обратился к нему:
- Сейчас будем проезжать Ракомо, можем остановиться и передохнуть.
- Не стоит, до Нов города осталось не больше семи верст – ответил князь, - княжичу уже пора становиться мужчиной.
Забрезжил рассвет. Первые всадники княжеской дружины вырвались из леса и уже приближались к селу. Топот нарастал. Дружинники скакали рысью колонной по двое. Их доспехи сверкали в первых лучах восходящего майского солнца. Село еще спало, но собаки услышали топот приближающихся коней и подняли неимоверный лай. Под их многоголосицу княжеский просод въехал в село.
Село было богатым. Дома стояли добротные, двух этажные. Оно напомнило Ярославу о первых годах его княжения в Новгороде.

26 лет до этого. Ростов. Терем Ярослава Владимировича.
Ярослав в задумчивости ходил по зале, время от времени останавливаясь возле окон и долго продолжительно вглядывался в даль, будто хотел увидеть что-то, что скрыто за горизонтом. Неожиданно он резко повернулся и прошёл на середину залы дважды хлопнув в ладоши. Немедленно открылись двери, и появился ключник Анбал.
- Кликни Радомира – сказал задумчиво Ярослав.
Дверь закрылась. Ярослав продолжил ходить по зале, все также время от времени останавливаясь у окон вглядываясь вдаль как бы желая заглянуть за пелену будущего.
Дверь вновь открылась, и в залу вошел боярский сын Радомир. Его отца пять лет назад Ярослав спас от гнева Великого князя Владимира и Радомир поклялся посвятить ему свою жизнь. Ярослав легким жестом пригласил его подойти и, не оборачиваясь от окна, обратился к нему:
- Радомир у моего отца 12 сыновей(6) - начал без предисловия Ярослав, - и я, всего лишь четвертый, хотя теперь уже третий, Изяслав упокоился девять лет назад. Святополк у отца в опале, но Вышеслав сидит в Нов городе, и он первый кто займет Киевский стол. За тем этот стол перейдет Святополку, а я так и останусь вотчиным князем. А ведь я более их достоин Киевского стола. Ты мне обязан жизнью своего отца, да вполне возможно и своей собственной, зная характер Великого князя, поэтому есть у меня к тебе тайное поручение.
Ярослав замолчал, и казалась, он думает о чём-то своём. Наконец он вышел из оцепенения и продолжил:
- Подумай, как устроить так, чтобы Вышислав неожиданно умер, но чтобы никто не догадался, что ему помогли.
- Я понял княже – ответит Радомир, - не беспокойся, его жизнь в твоих руках.
Вышеслав был большим любителем охоты на кабанов, которых в новгородской земле водилось во множестве. Но охотничий азарт Вышеслава не позволял ему убивать первого встречного кабана, он всегда охотился за самым крупным секачом в своих охотничьих угодьях, о котором ему докладывали его ловчие.
Не прошло и месяца после этого разговора, как Вышеслав отправился на очередную охоту. Во время охоты он периодически прикладывался к фляге с вином, которую всегда брал с собой на загон. Вино было отменное, ему его присылал младший брат Мстислав из Тмутаракани. Охота была удачной, Вышеслав подстрелил огромного секача-одинца, такого еще не было среди его трофеев, за время охоты и после неё Вышеслав выпил всю флягу. Через три дня он занемог, а еще через десять дней скончался тихо без мучений.
Узнав о смерти Вышеслава, Владимир вызвал Ярослава в Киев, и от-правился с ним в Новгород. Как и предполагал Ярослав, опала Святополка открыла перед ним путь к новгородскому княжеству.
Чувствуя свою вину перед Вышеславом за его преждевременную смерть, Ярослав не решился разместиться в его княжеском тереме на Городище, а приказал построить себе новый терем в самом Новгороде. Пока строили новый терем, он разместился во временной резиденции недалеко от города в селе Ракомо. После постройки терема он не забывал Ракомо и время от времени в нём отдыхал.
В 22 году(7) Ярослав решил показать свой характер и отказался платить отцу установленную дань в размере 2000 гривен. Назревал нешуточный скандал, и Ярослав, как в свое время его отец, в трудный момент обратился к варягам. Но Владимиру было не до зарвавшегося княжича, а через год он и вовсе умер. Оставшиеся без дела варяги занялись грабежами и насилованием женщин в Новгороде. Возмущенные новгородцы перебили почти всю варяжскую дружину. Узнав об этом, Ярослав рассвирепел, вызвал к себе в Ракомо, где он тогда находился, активистов расправы и всех их убил. Но новгородцы были люди не злопамятные и, не смотря на кровавый конфликт, поддержали его в противостоянии с братом Святополком.
Зимой следующего года с сорокатысячным новгородским ополчением и тысячью варягов Ярослав одолел Святополка на днепровском льду и занял Великокняжеский стол.

Примечания.
1) 1036 г. по христианскому летоисчислению.
2) Ярослав Владимирович Мудрый (Рюрикович) (978 – 1054 гг.) - Великий князь Киевский, на момент описываемых событий в возрасте 58 лет.
3) Владимир Ярославович (1020 – 1052 гг.), сын Ярослава Владимировича, на момент описываемых событий в возрасте 16 лет.
4) 997 г. по христианскому летоисчислению.
5) Владимир Святославович (Рюрикович) (960 – 1015 гг.)
6) Вышеслав, Изяслав, Святополк, Ярослав, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав.
7) 1014 г. по христианскому летоисчислению.

0

2

Продолжение

Ракомо. 6544 г.
Тем временем просод(1) Великого князя уже въехал в село. Храп, топот и ржание коней разбудило ещё спавших сельчан. Владимир заметил, что возле одного дома толпился люд, видно было, что селяне чем-то встревожены. Он обратился к сопровождавшему его десятнику Колуну, чтобы тот узнал, в чем дело. Колун стеганул коня и галопом направился к небольшой толпе. Через минуту он возвратился:
- Княже, в том доме дочь сельского старшины ни как не может разрешиться седьмым чадо.
- Ну, слава Богу, - вздохнул Владимир, - еще один русич на земле нашей прибудет. Благослови её Господь.
Просод не останавливаясь, покинул село. Ярослав смахнул наплывшие было воспоминания связанные с этим селом.
Как только стих топот копыт княжеского просода, из дома возле которого собралась небольшая толпа, выбежал отрок, и опрометью бросился на конец села.
Дом стоял на самой окраине возле леса с противоположной от реки стороны. Отрок, бежавший к этому дому, был Окул, сын Улеба и Марфы, что ни как не могла разрешиться своим седьмым чадо. Матери становилось все хуже и хуже, и отец послал его за сельской знахаркой Агрипиной.
Подбежав к дому Агрипины, Окул стал изо всех сил колотить в ворота, и что было мочи кричать:
- Цетка Агрипа, цетка Агрипа, скорее, скорее, матку помирает.
Прислушался. Тишина. Стал снова стучать и кричать. Наконец дверь в избе скрипнула и распахнулась калитка. На пороге стояла сонная Агрипина на босу ногу:
- Чо орешь как оглашенный, толком сказывай что случилось.
- Матку разрешиться не может, отец говорит, помереть может, тебя зовет.
- Пожди, оденусь.
Спустя четверть часа Агрипина вышла со двора с узелком в руках:
- Бежи к отцу, скажи, что уж иду.
Окул бросился со всех ног.
Когда Агрипина подходила к дому Улеба, он её уже встречал и провел в избу, где в дальней комнате лежала Марфа, слегка постанывая, иногда громко вскрикивая.
Комната была не большая, опрятно убранная, в восточном углу был устроен домашний алтарь с изображением Иисуса Христа, перед ликом которого горела лампада, наполняя комнату сладким запахом ладана. Марфа лежала на большой широкой дубовой полати, на матрасе набитом соломой, и была покрыта хорошим расписным войлочным покрывалом, явно восточного происхождения. В комнате было тепло, Агрипине с утренней прохлады, даже показалось жарко. Вокруг полатей суетились сестры и тетушки Марфы и Улеба, вздыхая и причитая.
Агрипина, голосом, не требующим возражения, приказала, двоим из них остаться, остальным велела выйти вон.
Как только все вышли, Агрипина приступила к Марфе и стала её внимательно осматривать и ощупывать. Когда она ощупывала низ её живота, та вскрикивала от боли. Очевидно поняв, что происходит с Марфой Агрипина достала из своего узелка сосудик с каким-то зельем, и дала Марфе выпить несколько глотков. Не прошло и четверти часа, как Марфа впала в забытье и мерно задышала. Как только Марфа успокоилась, Агрипина велела своим помощницам подвинуть Марфу к краю полати, поднять подол рубахи, и держать её ноги согнутыми.
Агрипина намазала руки барсучьим жиром и встав у Марфы между ног стала протискивать свою левую руку в её пехву. Марфа находящаяся под действием зелья даже не шелохнулась. На лице Агрипины выразилось, неудовольствие и озабоченность:
- Чадо лежит неправильно, головой вверх, а задницей вниз, поэтому она и не может разродится – утвердительно сказала она.
Агрипина вышла в другую комнату, представляющую собой довольно большое помещение, очевидно используемое домочадцами как трапезная. Подошла к Улебу и тихонько рассказала ему о возникшей проблеме.
Все знали, что в этих случаях и мать, и дитя почти всегда умирали.
Улеб переменился в лице. Горе исказило его черты, он еле сдерживал слезы, больше не из-за потери не родившегося ребенка, а из-за возможной потери любимой жены, с которой они жили душа в душу вот уже 15 лет. Агрепина стала ободрять его, что всегда надо надеяться на чудо и вновь вернулась к роженице.
Улеб обратил взор на лик Христа висевший в углу комнаты. И стал, неистово молится о спасении жены и её младенца. Но мысли в голове путались и почему-то, стал вспоминаться случай, когда он в прошлом году разговаривал со странником жидом, который ему предсказал, что роды будут трудными и жена его, возможно, умрет, а вот сына он может спасти, если поклянется Господу Богу, что посвятит его жизнь служению Ему. Вспомнив это предсказание, Улеб ещё неистовей стал молиться, обещая Иисусу Христу, что спасенного Им ребенка он посвятит богоугодному делу укреплению веры христианской на Русской земле.

Агрепина, вновь подошла к Марфе осмотрела и ощупала её, и резким, не требующим возражение, голосом потребовала принести теплую воду и чистые тряпки. Когда всё было готово, она вытащила из своего узелка кривой нож, на рукоятке которого, были начертаны странные знаки. Что-то бубня себе под нос, она вонзила его в живот Марфы чуть выше лобка. Из раны хлынула кровь. Велев своим помощницам собирать кровь тряпками, она сделала надрез до пупа.
Раздвинув кожу она запустила свои руки в этот разрез, и, нащупав в нем чадо, держа его за голову и за спину, бережно извлекла из чрева матери. Передав ребенка одной из своих помощниц, Агрипина вытащила послед. Отрезав и завязав его на пупке, она шлёпнула чадо по спине и тот громко заголосил. Все облегченно вздохнули. Чадо оказалось мальчиком. Пока помощницы обмывали и заворачивали ребенка, Агрипина большой иглой и нитками из козьих жил зашила живот Марфы.
Взяв новорожденное чадо на руки, Агрипина вышла в трапезную. Все стали её благодарить, а Улеба поздравлять с пополнением в семействе. Посоветовавшись с отцом Марфы, который тоже был здесь, он объявил, что нарекает новорожденного Савелием, при этом мысленно поблагодарил жида за совет, который, по его мнению, и спас жизнь ребенку.
Агрипина вернулась к Марфе, но та уже не дышала. Улеб, уже готовый к такому повороту событий смиренно принял неизбежное: Бог дал – Бог взял.
Находящиеся в доме женщины стали готовить покойницу Марфу к погребению.
Сокрел, отец Марфы, взяв с собой новорождённого и старшую внучку Ульяну, пошел на другой конец села, к Раде, которая только месяц назад роила девочку. Подойдя к воротам Сокрел постучал, громким лаем отозвались собаки. Вышел Кортер, муж Рады.
- День добрый Сокрел, - обратился он к старшине, - что привело тебя ко мне?
- Будь здрав Кортер, просьба у меня к твоей жинке. Сегодня померла моя Марфа при родах. Оставила нам чадо, а кормить его некому.
- Что мы в дверях, проходи в дом, поговорим, - ответил Кортер.
Они прошли в дом, где их встретила Рада, пышнотелая молодая женщина, только месяц назад родившая своего второго ребенка.
- День добрый Сокрел, как здравствует Марва, жена твоя?
- Спасибо Рада, все хорошо. У меня к тебе просьба. Умерла дочь моя Марфа, оставив чадо. Помоги с прикормом его на первое время.
Рада заглянула в кулек, в котором был завернут Савелий, он мирно спал. Посмотрев на него сочувствующим взглядом, представила, что и с ней такое могло произойти, вздохнула и взяла малыша на руки.
- Ну что ж, мы ракомцы никогда соседей в беде не бросали, давай покормлю его, - и она вышла с младенцем в другую комнату.
- Кортер, - обратился Сокрел к хозяину дома, - Ульяна будет приносить Савелия два раза в день на прикорм, в остальные разы будет кормить его козьим молоком.
- Будь так, Сокрел. Не дадим погибнуть душе христианской. Сделаем так, как сговорились, - ответил Кортер.
- В благодарность, выделяю тебе свою делянку у гремучего ручья, для построя новой конюшни, а то твоя, смотрю уж на ладан дышит.
- Спасибо Сокрел, скорбим вместе с тобой об утрате твоей и Улеба, хорошим человеком была Марфа, чем могла всегда помогала Раде. Помнить её будем и детей её в беде не бросим.
- Благодарю Кортер, за слова твои добрые. Третьего дня приходи на тризну по Марфе.
- Обязательно приду, ответил – Кортер.
В это время Рада вышла с младенцем к мужчинам. Сокрел взял его на руки и они с Ульяной пошли на выход.
- Ульяна, приходи сегодня к вечеру, - скала им вдогонку Рада.
- Обязательно приду, цетка Рада, - ответила Ульяна.
Калитка закрылась, но собаки еще долго провожали их своим лаем.

В доме Улеба все готовились к похоронам Марфы. Сестры и тетушки суетились по дому. Третьего дня собрались все родственники, даже из соседних селений, и соседи, кто смог прийти. Набралось больше ста человек. Процессия из дома направилась в сельскую церковку на отпевание, а от туда на сельский погост, где Марфу похоронили рядом с могилой старшего брата, погибшего пять лет назад в стычке с лихими людьми на окраине села.

Ранее 3 годами. 6541 г.(2) Киев. Терем Великого князя Ярослава Владимировича.
Ярослав в задумчивости сидел в богато украшенном кресле во главе большого стола, который служил ему для совета с киевской старшиной. Дверь в залу отворилась, и в неё вошёл боярин Радомир, помощник Ярослава по особым поручениям.
- Будь здрав Великий князь, - с порога приветствовал Радомир Ярослава.
Ярослав слегка махнул головой.
- Присаживайся Радомир, - указал он ему на ближайший стул.
Радоимр, спокойно, без излишней суетливости, с достоинством прошёл через зал и сел на указанный князем стул.
- Зачем звал Ярослав Владимирович?
- Думаю я Радомир, что пришло время все земли русские собирать под одну руку.
- Да, князь, мысль правильная, но половина Руси находится в руках Мстислава, а он воин славный,  десять лет назад мы не смогли его одолеть. Да и сегодня, если на него пойдем, крови много русской прольется.
- Верно говоришь Радомир, за ум твой ясный и люблю тебя. Надумал я решить эту проблему малой кровью. Найдешь человека в ближнем кругу Мстислава, совратишь его деньгами и страхом. Велишь ему подсунуть под сына его Евстафия девку порченную, от которой он должен будет почить.
Сметливый Радомир стал быстро соображать, как лучше исполнить наказ Великого князя. Через полгода после этого разговора умер сын, Мстислава Удалго, Евстафий.
Прошло два года и Ярослав вновь вызвал к себе Радомира.
- Ныне даю тебе наказ тайно свести в могилу брата моего Мстислава, но так что бы ни кто, ни о чем, не догадался.
- Будет, как сказано, Великий князь, - ответил Радомир.
Спустя два месяца после этого разговора, будучи на охоте Мстислав захворал и в течение недели преставился.
Ярослав стал единым хозяином Земли Русской.
Настало время посадить на Стол новгородский Владимира, решил Ярослав и спустя две недели после похорон Мстислава в Чернигове, отправился с сыном в Новгород.
Не прошло и месяца, как представил Ярослав Владимира новгородцам, прискакал гонец из Киева, с вестью, что приступили к городу печенеги. Ярослав попрощавшись с сыном, двинулся с войском новгородским освобождать Киев.

Примечания.
1) кавалькада.
2) 1033 г. по христианскому летоисчислению.

0

3

Продолжение

Ракомо. 6544 г. Дом Улеба.
Дом Улеба без Марфы как бы опустел, но жизнь в нём не остановилась. Марфу заменила старшая дочь Ульяна, которой уже исполнилось 12 лет, каждый день на помощь приходили то сестры Марфы или Улеба, то тетушки, то соседки. Савелий тем временем набирал вес и уже научился ползать.
К осени Улеб сходил к сельскому священнику и окрестил Савелия, с тех пор при нём всегда был нательный крестик, с которым он никогда позже уже не расставался. Во время крещения, Улеб снова поклялся Иисусу Христу, что как только Савелий войдет в отрочество, то непременно отдаст его на службу в божий храм.
В том году зима была ранняя. Уже 10 октября лег снег, а к 20 лед сковал озеро. Улеб позвал Окула и Ульяну.
- Дети мои, - обратился он к ним, - вы теперь взрослые и сами можете управляться в хозяйстве. Мня пригласил в Ладогу дядька мой Улеб Регнвальдович, для строительства терема для своего сына Иворда. Думаю, что управлюсь до весны, а вы тем временем держите хозяйство, берегите братьев и сестру. За помощью обращайтесь к деду своему Сокрелу. Особо хочу сказать о познании грамоты, и сами не забывайте вечор свитки читать, и младшим помогайте грамоту осилить.
- Отец, - отвечал Окул, которому тогда было 14 лет, - не беспокойся, не подведём мы тебя, всё сделаем как наказываешь. Беспокоит меня лишь, что Изгушка телиться должна через месяц, а с мы Ульяной не знаем как теленочка выхаживать.
- Да, тятя, - поддержала его Ульяна, - боязно нам без тебя, с теленочком справляться.
- Не бойтесь дети мои, родня не оставит вас без помощи, - ответил им Улеб.
На следующий день, лишь забрезжил рассвет, запряг он сани и отправился в Ладогу.

Прошла зима. Как и обещал, Улеб вернулся в начале марта по последнему снегу. Привез целые сани, всякого товара и подарки детям. На следующий день в его доме собралась родня и сельчане, которые шумно отмечали успешное возвращение Улеба. А он, взбодрив себя медовухой, все рассказывал и рассказывал о торговых караванах приходящих с Запада и Юга, о гостях новгородских, которые ходят к готам через Ладогу, о варягах, сопровождающих торговые караваны, о чудных товарах, которые привозят арабы. Все слушали его и только дивились.

С первой оттепелью пришла в Ракомо беда. В ночь с седьмого на восьмое апреля вышла из берегов река и обрушилась на село. Всё произошло так быстро, что многие не успели спасти своих животных, которые находились в загонах на первом этаже.
Улеб сам пережил такое наводнение тридцать лет назад, когда ему было всего 5 годков. Тогда также река в течение часа затопила село. Погибло много скота и двое жителей. После этого его отец сделал «ковчег» для домашней скотины. «Ковчег» представлял собой платформу размером пять на пять саженей с ограждением. По внешнему контуру этой платформы были вкопаны по три столба с каждой сторона, к каждому из которых платформа свободно крепилась пеньковым канатом, смазанным медвежьим жиром. Высота столбов была восемь саженей. Платформа была в виде плота в два настила из бревен в один обхват. В случае наводнения, животные загонялись на этот помост, который при подъёме воды, подымался вместе с ней, спасая животных от наводнения. Каждый год, при первых признаках лома льда на реке, Улеб загонял всех своих животных на этот «ковчег». Так было и в этот раз.
Все спали, когда в 3 часа ночи с реки неожиданно хлынула вода, уже к 4 часам село было затоплено. Первыми проснулись собаки. Село огласил их хриплый лай. Улеб, бросился в комнату детей и велел им собраться в трапезной, а сам побежал к «ковчегу», на котором ещё неделю назад собрал всех своих домашних животных.
Вода грязными потоками волной за волной катилась с реки, поглощая всё на своем пути. Первыми пострадали баркасы у сельской пристани на берегу. Их разметало словно щепки, бросая друг на друга, гоня на волнах в сторону села. Грязная жижа, в которой смешались обломки пристани, баркасов, прибрежных построек, неумолимо неслась на село. Уже через полчаса первые волны ударили в заборы сельских усадеб. Заборы сельчане строили добротные, и они выдержали этот первый напор. Тогда грязная жижа стала их обходить, разливаясь мутной рекой по центральной сельской улице. Через щели в заборах, под воротами вода стала затапливать хозяйственные дворы.
Когда Улеб выскочил на улицу, воды во дворе уже было на пол сажени. Животные беспокойно метались в «ковчеге», собаки лаяли, козы блеяли, коровы мычали, кони ржали, голосили птицы. Гвалт стоял неимоверный. Первые потоки воды уже захлестывали «ковчег». Улеб побежал проверять привязь. Осматривая каждый столб, он проверял, чтобы ход у канатов был свободный и когда вода начнет подымать «ковчег», этому ничего бы не мешало. Перепрыгнув через ограду «ковчега», он как мог, успокаивал животных. Его присутствие, очевидно, подействовало на них, и они постепенно стали успокаиваться. Всё прибывающая вода стала медленно поднимать «ковчег». Он поскрипывал, но подчинялся воле воды и медленно оторвался от земли и стал на волнах мерно парить над ней. Улеб с облегчением вздохнул. К пяти часам утра «ковчег» поднялся уже на сажень. К шести грязные волны уже перекатывались через частокол забора, на высоте полутора саженей, а вода всё прибывала и прибывала. Когда к шести утра «ковчег» поднялся на две сажени, прилив остановился. Выждав ёще с четверть часа, и убедившись, что вода больше не поднимается Улеб сел в привязанную к «ковчегу» лодку и поплыл к дому. Вода остановилась на уровне крыльца второго этажа и Улеб надеялся, что она не попадет в дом. Доплыв до крыльца, Улеб дрожа от холода вошел в избу. Вместе с ним в дом влился небольшой поток воды.
Испуганные дети, прижавшись друг к другу, сидели на угловой лавке. Ульяна держала на руках спящего Савелия. К счастью вода в дом не проникла, но первый этаж был залит полностью. Улеб велел детям перебраться на печь, а сам, переодевшись в сухое, вместе Окулом, вновь вышел на улицу и на лодке они отправились помогать соседям.
К вечеру вода стала спадать и через два дня сошла полностью, оставив после себя месиво из грязи и обломков. У многих погибли все животные, но из жителей в этот раз ни кто не погиб. Улеб с детьми стали приводить свое хозяйство в порядок.
 
Прошло два года. Савелий уже бегал по двору за курами, которые всё время уворачивались от его неумелых ручонок. За ним уже приглядывали младшие дети, Идар, которому исполнилось восемь лет, и Федосья – пяти лет. Но они и сами были не прочь побегать за курами, которые хлопали крыльями и громко кудахтали. Собаки тоже участвовали в этой игре-догонялке, весело прыгали на детей, радостно лая. На дворе стоял настоящий гвалт.

46 лет ранее.(1) Терем Великого князя Владимира Святославовича в Киеве. Трапезная дворовой церкви Великого князя.

За круглым столом, стоящим по средине трапезной сидели Великий князь Владимир Святославович, Анастас Корсунянин и митрополит Всея Руси Леонтий.

- Други - обратился к присутствующим Владимир – хочу сказать вам слово доброе за помощь в приобщении Руси к великому таинству Христова.(2) Большое дело мы с вами сделали. Но это только начало. Мы крестили уже большую часть Земли русской, теперь настало время установить в Киеве главный храм, откуда будет исходить новое для нас учение по всем уголкам земли нашей. Что думаете вы об этом други.
Наступила тишина, было лишь слышно, как потрескивали свечи.
Наконец, явно затянувшеюся паузу прервал митрополит Леонтий:
- Князь, - наступила небольшая пауза, - когда напутствовал нас вместе с Михаилом, почившем в прошлом году - Царство ему Небесное, - Леонтий перекрестился, обратившись к алтарю, - константинопольский патриарх Николай Хрисоверг на благодеяние, приобщения Руси к вере Христовой,  молвил он, чтобы оказали мы тебе князь всякую помощь в просвещении народа твоего и приобщении его к великим таинствам почитания Спасителя нашего Иисуса Христа. Малые церкви, которые сейчас во множестве ставят плотники в земле твоей, создают основу, чтобы донести слово Господа нашего до каждого жаждущего, но прав ты, что без главного храма слово это может быть искажено, и принесет вере Христовой непоправимый урон. Полагаю, что желание твое похвально. Но, уж, коль храм этот должен быть примером для всех вновь обращенных, должны ставить его мастера константинопольские по всем правилам и чинам православной церкви.
Митрополит замолчал, задумался, как будто что вспоминал, но так и не произнес больше ни слова. Анастас выждал немного и сказал:
- Согласен, княже, с владыкою, местные мастера ставят церкви по наитию, не зная канонов Христова учения, от чего дома Господа нашего иногда напоминают языческие капища. Посему княже, прав владыка, для строительства главного храма на Руси надо константинопольских мастеров приглашать, что бы они создали пример правильного строительства дома Господа нашего.
- Я тоже так думаю, - ответил Владимир, - Анастас, назначаю тебя главным по строительству нового храма киевского. Строителям накажи, чтобы храм был равным константинопольской Софии, о которой мне мать много рассказывала. Всё необходимое для строительства выправишь у Добрыни, и помни, храм этот должен быть не хуже чем в самом Константинополе.
- Княже, - обратился к Владимиру Анастас, - просьба у меня к тебе будет. Дозволь поставить новый храм на месте убиенных первомученников веры Христовой на Руси Федора Варяга и сына его Иоанна.
Наступило молчание. Владимир, вспомнил тот год, когда убили Федора и Иоанна.(3)
Он возвращался с похода на ятвягов, присоединив их земли к Руси. В честь успешного похода киевская старшина решила вознести жертвы Перуну. С благословения его бабки княгини Ольги в Киеве уже несколько лет жили христиане, строили для себя небольшие церкви, но это все больше и больше раздражало как жреческую верхушку, так и бояр, которые видели в христианах угрозу традиционному укладу жизни, а также роли исконных богов в жизни русичей. Для жертвы волхвы выбрали сына Федора Иоанна, варяжского воина в дружине Владимира, за его активную проповедническую деятельность христианского учения среди киевлян. 12 июня к Федору, пришли гонцы, передавшие требование волхвов о выдачи сына, но он отказался его выдавать, тогда разъярённая толпа подрубила опоры в его доме, где они пытались укрыться от расправы. Дом рухнул, раздавив при этом и отца, и сына. Не раз Владимир слышал от матери  рассказы о подвигах христиан, жертвовавших свой жизнью во имя своей веры, но в реальной жизни столкнулся с этим впервые. Ему было тогда всего 23 года, и конечно ему не было жалко этих несчастных христиан, но подвиг их остался в памяти, как напоминание о стойкости христиан в своей вере, что спустя всего пять лет, привело его в Корсунскую купель. Владимир вздохнул, как бы отбрасывая нахлынувшие воспоминания и сказал:
- Хорошо, Анастас, будь по просьбе твоей, ставь храм на том, месте, тем более, что это рядом с моим теремом.

На следующий год из Константинополя прибыли мастера, во главе с Артаваздом и его помощником Феофилом. Началось бурное строительство нового храма, продолжавшееся три года.   
Когда храм был готов, его посетил Владимир, которому понравились и облик храма, напоминавший константинопольскую Софию, и его богатое убранство. Видно было, что Анастас, ревностно исполнил его наказ и храм сиял своим великолепием как снаружи, так и внутри.
- Господи Боже! – воскликнул Владимир – оглядев внутренне убранство храма, - Взгляни с высот своих горних и воззри, посети обитель свою на Земле русской. Распрости благодать свою на людей её, сердце которых ты обратил к истине познать тебя, Бога истинного. Взгляни на церковь твою, которую создал я, недостойный раб твой, во имя родившей тебя матери приснодевы Богородицы. Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы пречистой Богородицы.
В честь освящения церкви пресвятой Богородицы Владимир утвердил наказ, по которому новый храм становился главным храмом Руси, а все вотчины Земли русской должны были выплачивать ему 10 часть своих доходов. Поэтому получила эта церковь название Десятинная.
Чин Великого освящение нового храма состоялся 12 мая в четвертом году(4), при огромном скоплении народа. Чин освящение совершал митрополит Вся Руси Леонтий.
Спустя одиннадцать лет, Владимир распорядился перенести туда же саркофаг своей бабки княгини Ольги, причисленной к лику святых. Спустя четыре года, в 19 году(5) преставилась княгиня Анна, саркофаг которой был установлен там же. Спустя ещё четыре года почил и сам князь Владимир(6), саркофаг которого был установлен рядом с супругой и Ольгой.

Спустя год после смерти Владимира, его сын Ярослав, боявшись за свою жизнь, после убийства Святополком других братьев Бориса и Глеба, решил нанести Святополку упреждающий удар и выгнать его из Киева, тем более, что обстановка для этого была благоприятной: киевляне подняли волнение в городе.
В 24 году(7) Ярослав разбил Святополка и занял киевский престол.
На следующий год, когда Ярослав был в Новгороде, ему донесли, что Святополк вместе с печенегами двинулся на Киев. Бросив все дела, Ярослав помчался в Киев. И прибыл вовремя.
Уезжая в Новгород, для решения неотложных дел, в связи с организацией киевского княжения, Ярослав оставляет город на попечение наёмной варяжской дружины во главе с Эймундом и Рагнаром. На их попечение оставил он всё свое многочисленное семейство, поэтому, когда пришло известие о движении Святополка с печенегами на Киев, Ярослав не мешкая вернулся.
По возвращении Ярослав стал советоваться с Эймундом и Рагнаром как лучше организовать оборону города. По мнению варягов, основные силы следовало сосредоточит в Киеве, надеясь на неприступность его стен. Ярослав с ними согласился.
Эйдмунт велел рубить деревья с верхушками, и устанавливать их на городских стенах, так чтобы их ветви выходили за городские стены, так удалось бы снизить потери защитников от вражеских стрел.
Константин Добрынич, которого Ярослав только что назначил новгородским посадником, прибыв вместе с ним в Киев, помогал ему во всех его начинаниях по обороне города.
- Необходимо перед стенами выкопать большой ров, чтобы всадник с конем мог в него провалиться, - сказал Эймунд Константину.
Константин не мешкая, организовал необходимые работы.
- Для того, чтобы штурм захлебнулся, - продолжал Эйдмунд, - необходимо убрать лишнюю землю, ров наполнить водой, застелить его брёвнами, так чтобы они держали не более десяти человек, и сверху присыпать их землей для скрытности.
Не прошло и пяти дней после завершения этих работ дозорные донесли о приближении вражеского войска.
На совете с Ярославом Эймунд предложил:
- Святополк, ведет на город печенегов, которым обещали после успешного штурма на трое суток отдать город на разграбление, поэтому надо затмить их разум и осторожность их алчностью, для этого предлагаю в тех местах на городских стенах, которые не прикрыты деревинами, выйти женщинам в самых дорогих одеждах и украшениях, с толстыми золотыми кольцами на шеях. Жадность кочевников ослепит их, и они поскачут на городские стены, как скоро солнце озарит блеском золото и златотканые багряницы.
Константин поддержал этот дельный совет. Так и сделали. Как только войска Святополка показались из леса сотни женщин вышли на городские стены, сверкая своими нарядами.
Разгоряченные, предчувствием легкой добычи, печенеги бросились на приманку киевлян, сотнями падая в приготовленный для них ров. Видя, как бесславно гибнут кочевники, Святополк остановил наступление, сосредоточив осаду города исключительно на воротах города, как наиболее слабых местах в его обороне.
Через два часа осады, Михайловские ворота, защиту которых возглавлял сам Ярослав, были прорваны и наступающие ворвались в город, при этом Ярослав был ранен в ногу. Об этом немедленно сообщили Эймонду. Оставив Рагнара на защите Софийских ворот, Эймонд, с частью своих людей бросился на выручку Ярославу. В это время неприятельские войска, уже расползались по городу, захватывая одну слободу за другой. Кругом горели церкви и дома киевлян. Кое как сумев организовать горожан, Эйдмуд, пробивался к Ярославу, который отступал к своему терему, чтобы укрыться за его стенами. Соединившись с отрядом Ярослава, Эймунд стал вытеснять нападавших.  К шести часам вечера, нападавшие были вытеснены из города, и обратились в бегство. Защитники во главе с варягами преследовали их некоторое время.
Потерпев поражение. Святополк бежал к своему свёкру Болеславу в Польшу, просить защиты и помощи против Ярослава.
Летом следующего года(8) Болеслав во главе пяти тысячной польской армии, при поддержке тысячи печенегов, пятисот венгров и трехсот немцев вышел походом на Киев.
Как только Болеслав вторгся в Галицию и Волынь, гонцы были тут же отправлены к Ярославу.
Ярослав, считавший, что конфликт со Святополком был исчерпан, не ожидал такого скорого нападения со стороны Польши, тем более что с готским королем Оттоном II они состояли в родственных отношениях; их жены Анна и Феофано были родными сестрами, а Польша в начале года подписала вассальный договор с Оттоном II.
Ярослав по раннему утру вышел на рыбалку. Спустя час, когда уже начался самый замечательный клёв, ловчий только и успевал снимать щук вытащенных князем, ему доложили, что прибыл гонец из Галиции.
- Пусть подойдет, - сказал Ярослав, не ожидая дурных вестей.
- Великий князь, - обратился гонец к Ярославу, - 22 июля Болеслав вторгся в наши земли и уже захватил Червен и Волынь. Малые дружины уходят к Киеву.
Раздосадованный сообщением гонца Ярослав бросил удочку и сказал:
- Не об удочке, и не о ловле рыбы сейчас нужно думать, но как спротивиться жестокому, сильному и крови нашей жаждущему неприятелю, чтобы нас самих он не поймал на удочку.
Быстро организовав свои войска, Ярослав вышел на встречу Болеславу на Буг. Как только Ярослав покинул город, его осадили печенеги, жаждавшие реванша за прошлогоднюю неудачу.
Войска Ярослава и Болеслава встретились на берегах Буга. Несколько дней ни одна из сторон не решалась начать форсировать реку, чтобы нанести противнику решающий удар.
Буда, воевода и дядька Ярослава, стал подзадоривать Болеслава, крича ему через реку:
- Трусоват ты Мешкович, да и неповоротлив зело, поэтому проткнем тебе колом брюхо твое толстое.
Ему вторили дружинники, которые насмехались над поляками, показывая им свои голые зады и как они их отимеют, когда переправятся на их берег.
Не выдержав этих оскорблений, Болеслав обратился к своим войнам:
- Если вас не унижает оскорбление это, то погибну один, - сел на коня и направил его в сторону реки.
Польские войска бросились за своим князем, молниеносно форсировали реку и разгромили русский лагерь. Ярослав, уже знавший о том, что Киев осажден печенегами, с остатками своего войска бежал в Новгород.
Путь на Киев Болеславу был открыт. Пройдя по маршруту Владимир Волынский – Олыка – Дорогобуж – Радомышль – Белгород Болеслав подошел к стенам Киева. Узнав о бегстве Ярослава киевляне не оказали ни какого сопротивления Болеславу и его войска вместе с печенегами вошли в город. Что бы предотвратить его разорение, Анастас Корсунянин, настоятель Десятинной церкви, который двадцать пять лет назад её строил, от имени киевлян предложил Болеславу огромный выкуп. Болеслав принял выкуп, чтобы расплатиться с печенегами, но решил жестоко отомстить  Ярославу и за оскорбления на Буге, и за пленение свой дочери жены Святополка, и за оскорбление Оттона II, который тоже хотел жениться на Анне, но Владимир отец Ярослава этому помешал. Он приказал, привести сестру Ярослав Предславу в Десятинную церковь. Сам же въехал туда на коне, растоптав главный алтарь храма, и в присутствии семьи Ярослава, киевской верхушки и своих дружинников изнасиловал Предславу на саркофаге Владимира.
Анастас видевший такое глумление над христианской святыней, как и в Корсуне, предал свою веру и перешел на службу к латинянам, став хранителем награбленного Болеславом на Руси.
После этого на протяжении двадцати лет Десятинная церковь не использовалась по назначению.
Осенью сорок четвертого года  по приглашению Ярослава в Киев прибыл представитель константинопольской патриархии Феопемпт, который был назначен Алексием Студитом митрополитом киевским и всея Руси. Перед отъездом на Русь Феопемпт участвовал в освящении нового константинопольского монастыря в честь Успения Богородицы, потому по прибытию в Киев, первым делом посетил Десятинную церковь, которую нашел в плачевном состоянии.
Ярослав взяв на себя обязательства укрепления христианства на Руси, уже в сорок пятом году приступил к строительству Софийского храма, и по просьбе Феопемпта к восстановлению Десятинной церкви. Спустя всего два года Десятинная церковь вновь засияла своим великолепием и 12 мая 47 года была вторично освящена митрополитом Феопемптом.

Примечания.
1) 993 г. по христианскому летоисчислению.
2) Крещение Руси произошло за пять лет до описываемых событий в 988 г.
3) 978 г. по христианскому летоисчислению, за десять лет до крещения Руси.
4) 996 г. по христианскому летоисчислению.
5) 1011 г. по христианскому летоисчислению.
6) 15 июня 1015 г. по христианскому летоисчислению.
7) 1016 г. по христианскому летоисчислению.
8) 1018 г. по христианскому летоисчислению.

0

4

Продолжение

Село Ракомо. 6547 г.(1)
Осень, отойдя своим ненастным небом и дождями, как-то незаметно сменилась зимой. Деревья стояли удивительно красивые, покрытые снежными шапками как снегурочки.
В конце декабря Улеб повел детей на озеро, где их ждал сюрприз. Озеро расстилалось бесконечным снежным полем, сверкающим на солнце так, что рябило в глазах. Савелия впервые вывезли на берег, и он смотрел вокруг широко раскрытыми глазами. Всё для него было новым и удивительным.
На кромке берега стояли необычные сани. Они были немного больше тех, которые стояли у них на дворе, а посредине торчал большой шест с перекладиной. Улеб подошел к саням, немного повозился внутри, дернул за какую-то веревку и над санями распростерся парус. Дети, весело галдя, запрыгнули в сани. Улеб повертел парусом, пытаясь наполнить его ветром, и как только он начал надуваться, вместе Окулом, они стали толкать сани. Как только сани достаточно разогнались, они в них запрыгнули и те помчались по снежному полю, гонимые ветром. Восторгу детей не было предела, они смеялись, толкая друг друга, подставляя разгоряченные лица обжигающему ветру.
После этого Улеб и Окул использовали эти сани для переправки грузов на другую сторону озера и обратно. С этого дня в Ракомо каждую зиму открывалась быстроходная зимняя дорога по озеру.
На следующий год, в мае, Окул впервые отправился с торговым караваном в готские земли на Запад. Вернулся он только в конце августа, привезя домашним много подарков и хороший заработок.

Улеб со свекром Сокрелом в окружении домочадцев и ближайших родственников отмечали третью годовщину усопшей Марфы.
- Эх, Богородица, Богородица, - уже заплетающим языком говорил Улеб, - не спасла ты мне мою Марфу. Вот скажи мне Сокрел, по что мы молимся ей раз она не видит нашего горя.
- Ну почему же не видит, отвечал ему Сокрел, не совсем твердым языком, - вон Савелий, отпрыск Марфин радует нас, о том Богородица позаботилась.
- Да, - согласился Улеб, - только и радость осталась от Марфы, что Савелий. Знаешь Сокрел, в рождение его обещал я Иисусу по выросту отдать его ему в услужение, пусть Марфе вымолит чертоги красные и душа её возрадуется за него.
- Попом его что ли сделать хочешь? – в недоумении спросил Сокрел.
- Ну почему попом, - отвечал Улеб, - при церквях много разной работы. И расписывать надо, и поновлять стены, да мало ли чего надо делать в церковном хозяйстве, не только ведь покойников отчитывать. Думаю, раз жить его Иисус с Богородицей оставили, значит, он им нужен, пусть в домах их порядок поддерживает, за то я думаю, в Царстве небесном ему воздастся, как думаешь Сокрел?
- Да, - протянул Сокрел, - согласен. Давай выпьем за упокой Марфы и здравие Савелия, чтоб не забыли его Иисус и Богородица в своей благодати.

Пять лет спустя. 6552 г.(2) Терем Великого князя в Киеве.
В личных покоях Ярослав Владимирович беседовал со своим старшим сыном Владимиром князем Новгородским, который только вчера приехал из Новгорода по его поручению. Вечерело. За небольшим столом расположившись друг на против друга, ужиная князья обсуждали последний неудачный поход Владимира на Константинополь.
- Не смотря на поражение, я написал Константину, - сказал Ярослав, - что Русь ни когда не признает себя побежденной, и что в ближайшее время мы вновь пойдем на Византию, и тогда удача может оказаться на нашей стороне. Константин согласился, что испытывать судьбу дважды не стоит. К тому же, как докладывают наши информаторы, у Константина Мономаха много проблем и без нас, поэтому он предложил обручить Всеволода, которому исполнилось в этом году 14, с его дочерью Анастасией, которой уже 13. Свадьбу предлагает сыграть через два года.
Кроме этого он предложил продлить договор с Анфинием и Исидором, которые строили Софию Киевскую, ещё на 10 лет. Этим надо воспользоваться Владимир, и построить в Новгороде такую же, равноценную Софию.
- Отец, - возразил Владимир, - ты что забыл, в Новгороде уже стоит София.
- Да помню я всё княже, только София та дубовая, а я предлагаю тебе поставить каменную, как здесь в Киеве.
- Но, отец, - не унимался Владимир, - две Софии в одной метрополии быть не может, церковники, не освятят вторую Софию.
- Эх, молодость, - вздохнул Ярослав, - всему-то вас учить нужно, сожги ты эту деревянную халупу, вот и причина будет для постройки новой.
Владимир смутился от такого откровения отца, но перечить ему далее не решился, зная его крутой нрав.
- Хорошо отец, так и сделаю, - ответил он.

Через год в три часа по утру 15 марта заполыхала новгородская София, К полудню от неё остались одни головёшки.
Сразу после пожара разослал Владимир по всей Земле Новгородской гонцов собирать лучших мастеров для строительства новой Софии, а из Киева пригласили константинопольских мастеров Анфиния и Исидора с их командой для руководства стройкой.

Село Ракомо. 6553 г.(3)
Один из гонцов в конце марта прибыл в Ракомо к сельскому старшине.
Княжеские гонцы всегда принимались на селе с почетом. Сокрел принял его в своем доме.
- Князь, вздумал храм поставить, - начал гонец, - чтоб не хуже был, чем в Киеве у отца его, заложенным еще Владимиром Святославовичем и законченным Великим князем Ярославом в 26 году. Посему князь Владимир повелел собрать по Новгородской земле лучших мастеровых для постройки такого же храма в Новгороде.
- Из наших, - отвечал Сокрел, - самый знатный мастер Улеб, он и плотник, и столяр, и резчик, и каменщик. Его и в Ладогу приглашали терема ставить и по другим местам Земли новгородской. Сейчас за ним пошлю, а мы с тобой служивый пока отпотчуем, что Бог послал.
Сокрел отдал распоряжение, чтобы разыскали Улеба и привели к нему, и велел жене накрыть стол для дорого гостя.
Пока готовили стол Сокрел рассказал гонцу о самоходных санях Улеба, что ездят зимой по озеру, словно в запряжке; о небывалом улове в этом году, которого он уже лет двадцать не помнил; о лихих людях, что время от времени беспокоят село, потому хотели бы селяне иметь в Ракомо, пост княжеский для спокойствия и порядка; цене на лес, которая год от года падает, а добывать его всё труднее и еще о многих других проблемах селян, которые он как старшина вынужден решать.
За неспешным разговором, хорошим питьем и едой, время летело незаметно. Наконец появился Улеб.
- Улеб, - обратился к нему Сокрел, - князь призывает мастеров лучших Земли новгородской на строительство в Новгороде храма на подобие киевского. Я рекомендовал тебя.
- Да что ты, Сокрел, - отвечал Улеб, - куда мне с семью ртами на столько лет уезжать, нет Сокрел, не могу.
- Да ты, что Улеб, лучше тебя вряд найдется другой мастер, да и ослушаться княжеского веления негоже. Пошлю с тобой племянницу Килину, она пока не замужем, а там глядишь, и мужа себе присмотрит, - отвечал Сокрел.
- Улеб, - вступил в разговор гонец княжеский, - ты подумай головой своей, на какое дело тебя зовут. Такого храма еще никогда в Земле нашей не поднимали. Это не только почет и уважения от князя и старшины города, но еще и заработок не плохой. Мастерам сказали платить будут как иноземцам, не дури, соглашайся, а то силой придется тебя вести.
Улеб задумался: как ни крути, а от воли княжеской уйти не удастся, придется перебираться в Новгород со всем семейством, благо Окул, уже самостоятельный, да и Ульяна уже на выданье, Савелий правда еще мал, зато остальные уже помощники.
- Эх, - вздохнул Улеб, - видно от судьбы не уйти, доставай скреп.
Гонец княжеский достал берестяной лист, на котором написал договор о найме Улеба на строительства храма, в конце Улеб подписал: «скреплено Улеб марта, числа 25, года 53». Гонец поставил рядом свою печать.
- Не затягивай, - сказал Улебу гонец, выдавая подорожную грамоту, - через неделю, чтоб был уже в Новгороде.

Примечания.
1) 1039 г. по христианскому летоисчислению.
2) 1044 г. по христианскому летоисчислению.
3) 1045 г. по христианскому летоисчислению.

0


Вы здесь » Захваткин-форум » Исторический роман "Игумен" » Глава 1 "Савелий"


Сервис форумов BestBB © 2016-2024. Создать форум бесплатно