КТО И КОГДА НАПИСАЛ НОВЫЙ ЗАВЕТ?
(неизвестное об известном)
Новый завет представляет собою тетралогию, состоящую из тетраевангелия, «Деяний св. Апостолов», сборника посланий и «Откровения Иоанна Богослова». Этот состав книг с небольшими изменениями в части посланий и откровений был сформирован уже в 200 г. н.э. Но этому предшествовали очень интересные и знаменательные для Нового Завета события.
Приблизительно около 180 г. некий раб-иудей Каликст (Каллист, 155 - 222 г.г.) начинает посещать христианскую общину которой руководил Гиацинт. Там он знакомится с прекрасной молодой женщиной, любимой ученицей пресвитера - Марцией. Чувственность молодых людей, их низкое социальное положение, а также внешняя привлекательность, в скором времени соединила их в жарких объятиях. Будучи проникнутыми вдохновенными проповедями Гиацинта они несомненно верили в Царствие Божие, но в силу жизненной энергии присущей молодым евреям естественно желали благ не только за гробовой доской, но и в настоящий момент. Рим не смотря на жесткое рабовладельческое устройство, все же предоставлял определенную свободу действий всем сословиям, в том числе и рабам. Так в одну из жарких любовных ночей молодые люди приняли решения использовать природой данной им таланты на приобретения власти и богатства.
Единственными талантами Марции была беспринципность и красивое тело, их то она и пустила в оборот, благодаря чему к 185 году становится любовницей императора Коммода (180 - 192 г.г.). Каликст же считал себя специалистом в финансовых махинациях, особенно его привлекали финансовые пирамиды, так знакомые нынешнему поколению россиян. Он убеждает своего хозяина предоставить ему свободу действий и вложить в его предприятие приличную сумму денег для открытия банка и как не странно, но тот ему поверил, вполне возможно, что здесь не обошлось без очарования Марции. Деньги полились Каликсту рекой. Молодость, богатая уже к тому времени любовница требовали все больше и больше расходов. И как во все времена, что бы поддержать свою пирамиду Каликст вынужден был привлекать все новые и новые вклады, а так как желающих становилось все меньше, они с Марцией уговаривали делать вложения в его банк своих товарищей по общине, каждому из которых выплачивалось вознаграждения за каждого нового клиента. Но пирамида она на то и пирамида, чтобы рано или поздно рухнуть. Не избежал этого и финансовый «гений» Каликста. Его хозяин почувствовал неладное и потребовал возврата своего вклада, что привело к немедленному банкротству банка. Хозяин, пользуясь своим правом в отношении Каликста, отправляет его в наказание работать на мельницу. Но кредиторов было много, и в основном из христианской общины, поэтому они подали жалобу префекту и тот направил его на Сардинские рудники. Но судьба в лице Марции была благосклонна к Каликсту и она, используя свое влияние на императора в 190 г. устраивает ему освобождение. И не просто освобождение, а обеспечивает римское гражданство, то есть делает его свободным гражданином и выхлопочивает ему, благодаря своим связям в римском епископате, должность епископа в одной из ведущих общин Рима.
Молодой, энергичный, вновь испеченный, епископ с энтузиазмом окунается в общественную деятельность христианского движения. Он понимает, что движение переживает трудности роста и что назрело время коренных перемен, и в первую очередь в совершенствовании догматов веры. Он обладал несомненным талантом красноречия и убеждения своих противников. Но тщеславие его не знало границ. Он как и многие в то время берется написать новую версию евангелия, более соответствующую по его представлениям текущему моменту. В период работы над текстом происходит эпохальное событие - Марция возглавляет заговор слуг против Коммода, и в ночь на 31 декабря 192 г. отравляет императора. И хотя расследования его смерти официально не проводилось, внутренний страх перед нарушением христианских заповедей мучил Марцию и она обращается за помощью к своему любовнику. И он с удивительным жаром начинает развивать евангельскую тему о всепрощении грехов и вводит в текст своего повествования эпизод с женщиной пойманной в прелюбодеянии и прощенной Христом.
Особое место в своей религиозной реформе Каликст отводил обряду крещения, так как до него это не являлось обязательным при вступлении в общину. Он же настаивал на том, чтобы крещение было обязательным ритуалом зримо приобщающим последователей к единству в христианской общине. Он рассматривал крещение как духовное рождение посвященного в таинство веры. И в евангелии появляется текст:
«... истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»
(Иоан.,гл.3,ст.5).
Он становится вдохновителем идеи канонизации текстов касающихся жизни Иисуса Христа, так как до этого каноническим текстом считалась только иудейская Библия. Начинается сложнейшая работа по отбору канонических текстов для сборника среди множества распространенных в то время различных жизнеописаний Иисуса Христа. И коль Каликст стоял во главе отборочной комиссии, то он не преминул этим воспользоваться и включил в канон свое евангелие, которое получило название Евангелие от Иоанна. Название происходит из намека Каликста, сделанного в конце повествования, о том, что оно написано «любимым» учеником Иисуса Иоанном. Вообще сама концовка этого евангелия характерна соей двухпластовой изысканностью, о которой можно написать отдельное исследование. В результате включения Каликстом в список своего евангелия тетраевангеле разделилось на две части: синоптические евангелия и евангелие от Иоанна, которые не по стилю, не по идеологии абсолютно не совпадают.
И хотя работа по созданию тетралогии была практически закончена к 200 г. она не была утверждена епископским собором, так как внутри епископата шла ожесточенная борьба за власть, и в зависимости от того, представители какого направления в этой борьбе победят, и зависело содержание тетралогии. Если бы победили противники Каликста, то евангелия от Иоанна никогда не попало бы в Новый Завет, и вполне возможно вместо тетраевангелия было бы триевангелие. Но, так или иначе, Каликст хоть и с огромным трудом, но все же побеждает в борьбе с Ипполитом, и в 217 г. становится архиепископом-папой, а в 220 г. римский епископский собор утверждает состав Нового Завета, куда естественно вошел и труд Каликста - Евангелие от Ионна.
Создание других трех евангелий окутано еще более густой завесой таинственности, но тем не менее есть возможность определить приблизительный срок и круг возможных их авторов.Стилистический анализ синоптических евангелий позволяет расположить их в ряд последовательного написания: от Марка, от Матфея, от Луки.
В евангелие от Матфея есть строки, которые отсутствуют у Марка и дословно воспроизводятся у Луки, и которые определяют нижнюю границу его написания:
«И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.»
(Матфей, гл.8, ст.20)
Но удивительно похожие слова в изложении Плутарха говорил римский трибун Тиберий Гракха (162 -133 г. до н.э.):
«И дикие звери Италии имеют логова и норы, куда они могут прятаться, а люди, которые сражаются и умирают за Италию, не владеют в ней ничем кроме воздуха и света, которых ни кто у них не может отнять. Без крова и пристанища блуждают они с женами и детьми по всей стране»
(Плутарх, Тиберий Гракх, 9)
«Жизнеописания», откуда использована эта компиляция, Плутарх писал с 90 года до конца своей жизни в 126 г. Таким образом, написание евангелия от Матфея вряд ли могло быть ранее 130 г., если только не считать, что автор евангелия был лично знаком с Плутархом, что представляется мало вероятным, так как он был в Риме всего два раза, и оба раза общался с императором и его окружением, куда в то время не могли входить римские христианские епископы. Таким образом, они могли познакомится с трудами Плутарха только после его смерти, когда стараниями его друга Квинта Сосия Сенециона, приближенного императора Трояна, в Риме увидели свет его произведения, в том числе и «Жизнеописания». То, что авторы всех трех синоптических евангелий могли быть только римлянами, вытекает из того, что римский епископат вел ожесточенную войну за верховенство во всем христианском движении на территории Римской империи, и не когда не допустил бы в составе Нового Завета текстов созданных в провинциях. Таким образом, автором евангелия от Матфея мог быть только один из римских епископов в период между 130 - 180 г.. Среди них наиболе подходит на эту роль Гигин занимавший пост архиепископа-папы с 136 - 140 г., так как он был выходцем из Афин, и вполне мог быть лично знаком с Плутархом, который в период с 90 по 110 г. находился в Афинах.
Евангелие от Марка написано раньше еванегелия от Матфея, но до эдикта Трояна 100 г. о гонении христиан. Таким образом, наиболее вероятным автором этого евангелия является Климент I (88 - 97 г.г.)
Евангелие от Луки является первой книгой на тему христианской жизни из двухтомника «Жизнь Иисуса», «Деяния св.Апостолов», который написан после евангелия от Матфея. Талант создателя этого евангелия проявляется в том, что он написал второй том в стиле мемуарной хроники, что придало ему выгодное преимущество перед другими подобными повествованиями. Учитывая, что автор этого евангелия несомненно хорошо разбирался в географии Малой Азии, почему его и посчитали выходцем из Антиохии, с очень высокой степенью вероятности можно предположить что им был Ашкет архиепископ-папа с 155 - 166 г., который был выходцем из Малой Азии, предположительно Сирии.
Таким образом, перед нами предстают реальные, а не мифические создатели Нового Завета:
Евангелие от Марка - Климент I, 88 - 97 г..
Евангелие от Матфея - Гигин, 136 - 140 г..
Евангелие от Луки - Ашкет, 155 - 166 г..
Евангелие от Иоанна - Каликст, 192 - 198 г..
Для чего создавались эти евангелия и как они стали каноническими, это предмет отдельного разговора, не менее интересного и захватывающего, чем поиск их авторов.