Открыв 22 главу повествования Луки читаем (32 – 33):
«И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.»
Когда впервые сталкиваешься с этой фразой в «Новом завете» одолевает недоумение. О ком здесь идет речь? Ни каких подстрочных комментариев нет, поэтому остаешься один на один со своим недоумением.
Во всех текстах Библии словом «Господь» обозначается понятие «Бог», в том числе и у Луки: «… благословен Господь Бог Израилев ..» (Лк. 1: 67).
Но с рождением Иисуса он тоже становится «Господь»:
«… ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь.» (Лк. 2: 11)
С этого момента в повествовании словом «Господь» называется как Бог, так и Иисус. И когда о ком конкретно идет речь, можно понять только из контекста повествования.
Некоторые комментаторы толкуют фразу (Лк. 22: 32 – 33) так, как будто речь идет не о Христе, а об его Отце. Но тогда становится не понятным фраза о молитве. К кому Бог может обращаться с молитвой кроме самого себя. А молить о чем либо у самого себя это уже на гране паранойи. Представить себе сошедшего сума Бога, это уже запредельно.
Так что, скорее всего, все же евангелист имел в виду Христа обратившегося с молитвой к своему Отцу:
«В те дни взошел Он на гору и пробыл всю ночь в молитве к Богу.» (Лк. 6: 12)
Итак «Господь» в этой фразе читается как «Христос».
Далее читаем: «Симон! Симон!».
В данном случае речь идет об одном из его учеников Петре:
«Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса…» (Лк. 5: 8)
Далее: «сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу».
Для того чтобы понять эту фразу надо обратиться к тексту на греческом языке.
Слово «сатана» записано как «Сатанас». То что оно означает именно дьявол косвенно подтверждается отсылкой редактора синодального издания к Первому посланию Петра:
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит как ракающий лев, ища, кого поглотить.»
Слово «сеять» записано как «синиасай», что в переводе на русский означает просевать.
Слово «пшеница» записано как «ситон», что в переводе означает «жито» (хлебное зерно).
Если использовать данные смысловые эквиваленты, то фраза будет звучать следующим образом:
«Сатана просил, чтобы просеивать вас как хлебное зерно».
Технология просеивания зерна заключается в отделении товарного зерна от зерновой примеси. Следовательно, в контексте «Нового завета» речь может идти не о размножении последователей Христа, а об их сепарации, то есть о формировании избранных его последователей, среди множества почитателей, что собственно и подтверждает второе предложение рассматриваемой фразы о поддержании веры самого Петра и духовной поддержке других апостолов.
Но тогда становится не понятно, почему поручение Христу такого важного дела дает Сатана. То есть фактически Иисус признается Петру, что инициатором формирования новой конфессии выступает не его собственный Отец, то есть Господь Бог, а его мрачный оппонент Дьявол.
Исходя из анализа текста, в котором описывается искушение Иисуса в пустыне, можно видеть, что авторы для обозначения дьявола использовали слово «диаболой», а не «Сатанас». Поэтому можно сделать вывод, что Лука в слово «Санатас» вкладывал иное значение, нежели дьявол.
Во времена Христа в Иудее использовалась такая мера сыпучих материалов как «сатон» (сат), которая представляла собой хлебную меру соответствующую полуторам римских модиям (около 13 л). В нашем современном понимании одно ведро.
Поэтому можно предположить, что евангелист использовал по своему усмотрению производное слово от «сатон» как хлебной меры. Т.е. речь идет о человеке, который мерил отсепарированный хлеб. В современном русском языке ему соответствует слово «меритель».
Лука вряд ли мог предугадать, что кто-то когда-то будет использовать придуманное им слово в другом значении, либо не смог подобрать соответствующего смыслового эквивалента на момент создания евангелия.
В этом случае рассматриваемая фраза будет иметь следующий вид:
«И сказал Иисус Христос: Петр! Петр! се, Меритель просил, чтобы просеивать вас как хлебные зерна, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.»
Причем «Меритель» это именно его Отец – Господь Бог, который меряет людей по их поступкам, но ни как не Дьявол.
Таким образом, Христос говорил не о дьявольском происхождении новой конфесии, а о совместной с Богом работе по формированию будущих церковных иерархов в лице его учеников, ставших Апостолами.